Home » Гомилетическая практика

Гомилетическая практика

 1 Руководитель гомилетической практики протоиерей Александр Глебов

Гомилетическая практика является важной частью подготовки студентов духовной семинарии к пастырской деятельности, так как проповедь является неотъемлемой частью богослужения. Для современного священнослужителя важно уметь наставлять с церковного амвона своих постоянных прихожан, быть интересным и убедительным собеседником для людей, ищущих Бога или не окрепших в вере, грамотным апологетом своих убеждений перед лицом нехристианского мира.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОМИЛЕТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Целью гомилетической практики является овладение практическими навыками составления и произнесения проповеди и, таким образом, подготовка к самостоятельной проповеднической деятельности.

Задачами гомилетической практики являются:

  • познакомить с практическими методиками и приемами составления и произнесения проповеди;
  • привить студентам чувство ответственности;
  • развивать в студентах способность к импровизации.

Гомилетическая практика проходит в Академическом храме, освященном во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова и на приходах Санкт-Петербургской епархии, осуществляется в течение всего учебного года согласно расписанию произнесения проповедей. Общее руководство и ответственность за гомилетическую практику возлагается на преподавателя гомилетики, назначаемого указом ректора.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЯ ПРАКТИКИ

В результате прохождения гомилетической практики студенты должны

уметь:

  • самостоятельно составлять и правильно произносить на богослужении проповедь;
  • анализировать, систематизировать и обощать накопленный опыт собственной проповеднической деятельности.

знать:

  • правила произнесения проповеди и появления проповедника на амвоне.

 СРОКИ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРАКТИКИ

Гомилетическая практика студентов осуществляется в течение третьего и четвертого курсов обучения.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

Данный вид практики осуществляется согласно графику произнесения проповедей. Студенты в установленные сроки согласовывают с руководителем тему проповеди, предоставляют на утверждение текст проповеди и, после утверждения руководителем текста проповеди, произносят ее в указанный день. Оценка за произнесение проповеди выставляется преподавателем гомилетики или настоятелем храма, где была произнесена проповедь, в индивидуальный журнал студента «Зачетная книжка. Практика».

В Академическом храме проповедь записывается на видео.

КРИТЕРИИ ВЫСТАВЛЕНИЯ ОЦЕНКИ ЗА ГОМИЛЕТИЧЕСКУЮ ПРАКТИКУ

При выставлении оценки учитывается:

  • современность в согласовании темы проповеди и утверждении составленного текста проповеди;
  • качество произнесения проповеди на службах (оценивается богословская грамотность, стилистические особенности проповеди, логическая последовательность, эмоциональность речи и доступность изложения).

Итоговая оценка складывается из промежуточных оценок за гомилетическую практику. Оценка выставляется в индивидуальный журнал студента «Зачетная книжка. Практика», проходящего практику, по семестрам и по окончании курса.

  ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ГОМИЛЕТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

  • Индивидуальный журнал «Зачетная книжка. Практика»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ГОМИЛЕТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

На студента-практиканта возлагаются следующие обязанности:

  • добросовестно и своевременно готовиться к прохождению практики;
  • приходить в храм своевременно и находиться в нем в соответствии с предписаниями прохождения практики (отсутствие студента на практике должно иметь документальное подтверждение о причинах отсутствия);
  • осознавать ответственность и важность деятельности, входящей в состав практики.

На руководителя гомилетической практики возлагаются следующие обязанности:

  • организовать консультации для студентов в ходе их подготовки к прохождению практики;
  • осуществлять контроль за подготовкой к прохождению практики;
  • при необходимости оказывать помощь студентам в преодолении непредвиденных сложных ситуаций во время прохождения практики;
  • воспитать у студентов чувство ответственности, лежащей на них в ходе деятельного прохождения практики;
  • анализировать и оценивать работу, проделанную студентом и определять возможность получения зачета по данному виду практики.