Home » Главная » «Для современного священника профиль кафедры как никогда актуален» — интервью для выпускников

Архив записей

«Для современного священника профиль кафедры как никогда актуален» — интервью для выпускников

К 10-летию кафедры

Окончив четырехлетний курс бакалавриата, молодой богослов неизбежно ставит перед собой вопрос о дальнейшем продолжении обучения: какую область богословия избрать, какое выбрать направление в магистратуре? От такого выбора зависит раскрытие, к доброй пользе церковной, его талантов и способностей на базе уже полученных знаний. Одна из ведущих кафедр Академии – кафедра церковно-практических дисциплин. Подробнее об истории и характере кафедры мы поговорим с преподавателем и методистом, магистром богословия иеромонахом Лукой (Пронских).

— Отец Лука, расскажите, пожалуйста, об истории создания кафедры, кто стоял у ее истоков?

— Сама идея создать церковно-практическую кафедру принадлежит протоиерею Владимиру Хулапу, проректору по учебной работе нашей Академии. Собственно, он и стоял у истоков создания кафедры как структурного подразделения. Но исследования по направлениям кафедры начались гораздо раньше. В Академии всегда велись исследования и защищались выпускные квалификационные работы, посвященные в первую очередь литургике, миссиологии, каноническому праву, спустя некоторое время — социальному служению, потому как этот институт начинает развиваться несколько позже, а также другим практическим направлениям. Для старой системы образования это курсовые сочинения и кандидатские, сегодня – бакалаврские и магистерские работы.

Кафедра церковно-практических дисциплин, как структурное подразделение Академии была основана в 2010 году, первым ее заведующим стал протоиерей Владимир Хулап, который и возглавляет ее сегодня. Нужно сказать, что большую роль в формировании кафедры сыграл и приснопамятный профессор протоиерей Василий Стойков. Отец Василий читал лекционный курс «Христианской этики и аскетики», в разные годы отец Василий читал и другие учебные дисциплины по профилю кафедры. Если говорить в целом о профессорах, преподавателях — кафедра начиналась со «старой школы» нашей академии — той, которая сохранилась со времен владыки Кирилла — Святейшего Патриарха, многие преподаватели являлись старейшими наставниками нашего духовного юношества. С формированием же новой кафедры, приходом обновленного коллектива — административного и профессорско-преподавательского, большое число преподавателей стало трудиться по профилям, открывшимся в то время в Академии.

— Самое ценное в любом коллективе — люди, тем более в научно-педагогическом. Что можно сказать нашим читателям о профессорах и преподавателях кафедры, как они к вам пришли, чем обогатили церковную науку, над чем трудятся сейчас?

— Так как кафедра имеет небольшую историю, пока сложно говорить о достижениях, это дело будущих поколений — дать оценку нашим трудам, но безусловно, многие из коллектива кафедры являются серьезными учеными, публикуются в различных рецензируемых журналах. Сегодня на кафедре трудятся молодые преподаватели-ученые, занимающиеся научными изысканиями в своем профиле. Это, в частности, литургические, канонические исследования, изучение развития социального церковного служения и другие.

— Кафедра предлагает обучающимся целый набор научных дисциплин — от литургики и канонического права до изучения современного государственного законодательства, затрагивающего церковную сферу. Как думаете, этого достаточно, или же со временем могут добавиться иные теоретические, специальные курсы или факультативы?

— Мы исходим из того, что наша кафедра называется кафедрой церковно-практических дисциплин, и для современного священника профиль кафедры как никогда актуален. Студенты, которые приходят к нам на кафедру в магистратуру, получают здесь хорошую практико-ориентированную подготовку, потому как более углубленно изучают и психологию, и брачное право, каноническое право, а также элементы литургики — например, историческую литургику. Сюда же можно отнести дисциплины, посвященные Таинствам православной Церкви, а также учебные курсы, затрагивающие проблемы геополитики и биоэтики, и т. д. Все это — разные направления, которые предполагают хорошую разноплановую подготовку будущего священника. И не просто священника, а специалиста в вопросах биоэтики или в вопросах, связанных с каноническим правом. При этом следует помнить, что магистратура подразумевает подготовку будущего пастыря на несколько большем уровне, нежели бакалавриат.

В ближайшем будущем планируется развитие направлений институтов тюремного служения и военного духовенства, как востребованных сегодня обществом и Церковью.

— Социальное служение — это в первую очередь практика. Одной из ее сторон является раскрытие в христианине деятельной любви к ближнему, ради чего успешно действует проект «Школа любви. Продвижение практик социального добровольчества среди петербургского студенчества». Расскажите, пожалуйста, о нем подробнее.

— Прежде всего хотелось бы сказать о том, что социальное служение в целом, по словам Святейшего Патриарха Кирилла, это «визитная карточка» нашей Церкви. Потому что социальным служением проявляется наше отношение к ближнему, в котором во всей полноте видно, как мы относимся к людям, которые нуждаются в помощи. И если это люди церковные, если это сделано качественно и хорошо — это всегда на себя обращает внимание, и прежде всего в лице тех, кто активно занимается социальным служением — волонтеров и организаторов такого служения. Несомненно, что для нас всегда важно помнить, о чем говорит Спаситель в Своем учении о любви к ближнему: «…ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25: 35–36) — это главные слова Христовы о социальном служении, они его обосновывают. И также святой апостол Иаков говорит: «Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак. 2: 17).

Действительно, сейчас на кафедре согласно условиям Президентского гранта реализуется проект «Школа любви. Продвижение практик социального добровольчества среди петербургского студенчества». Получение такого гранта — очень большая победа коллектива и руководства кафедры. Отрадно, что такой проект воплощается в жизнь на кафедре при помощи руководителей социальной и педагогической практики, а также наших студентов, которые проходят у нас социально-миссионерскую практику в рамках подготовки бакалавриата и магистратуры.

— Интересной и важной для Церкви и общества также является педагогическая практика наших студентов. Помимо деятельности в воскресных школах, преподавания основ православной культуры в общеобразовательных учебных заведениях, чем еще можно охарактеризовать такую практику?

— В церковном, равно как и в общественном сознании, всегда подразумевается, что выпускник магистратуры, выпускник бакалавриата, да и вообще любой священник является педагогом. Священнослужитель, церковнослужитель, если он имеет богословское образование и проходит служение на приходе — он прежде всего учитель. Он может быть катехизатором, он может вести молодежные кружки и осуществлять миссионерское служение. Поэтому педагогика является важной дисциплиной как на бакалавриате, так и в магистратуре. В магистратуре, конечно, область знаний расширяется, потому что на этой ступени подготовки будущих пастырей мы уже говорим о педагогике специфической — это детская и подростковая педагогика, это и педагогика как направление исследований, а также сфера педагогической деятельности в высшей школе, в том числе и взаимодействие со взрослой аудиторией.

— Как известно, на кафедре действует Студенческое литургическое общество. На Ваш взгляд, студенты занимаются только наукой, или же деятельность литургического общества ближе к практической деятельности будущих пастырей? Какие еще направления можно было бы задать юношам, решившим посвятить себя церковному служению?

— Студенческое литургическое общество — крайне интересный проект, причем мы специально выжидали время, чтобы студенты заинтересовались этим направлением. Важно, что такое «общество» возникло по инициативе самих студентов, а не было чем-то спущенным «сверху» руководством. Отрадно, что есть юноши и девушки, которые интересуются литургикой, в частности, историей литургии, занимаются литургическими изысканиями и направлениями в своих курсовых и выпускных работах. И деятельность литургического общества как раз способствует будущим священникам, церковнослужителям, руководителям церковных хоров, иконописцам определиться с направлением своего служения, расширить знания по литургике и истории и практике православного богослужения. Причем, согласно давней традиции, заложенной еще в годы деятельности ленинградских духовных школ (ЛДАиС), студенты занимаются разработкой вопросов сравнительной литургики — затрагивают темы, имеющие отношение не только к другим православным Поместным Церквам и даже иным христианским конфессиям, в рамках научных докладов литургичекого общества рассматриваются и те или иные стороны литургического опыта Римско-католической Церкви, который несомненно помогает понять нашу общую историю, способствует преодолению вековых разногласий между православными и католиками…

У студентов, активно участвующих в деятельности студенческого литургического общества, много идей, направлений, поэтому они стараются выбирать для своих семинаров то, что актуально, что интересно не только для исследователей литургики, но для православных христиан в целом. Новый формат дистанционного участия и общения позволяет собрать большую аудиторию — из разных городов и стран. На последнем заседании «общества» присутствовало, в том числе и при помощи удаленного доступа, около 60 участников. Приятно и радостно, что люди интересуются деятельностью нашей кафедры и прежде всего такого студенческого проекта.

— С 2014 года ежегодно кафедра организовывает и проводит международные научно-практические конференции «Социальное служение Русской Православной Церкви», материалы которых оказались крайне востребованными как в теоретической подготовке (причем не только в духовных академиях и семинариях), так и в пастырской практике. Планируется ли продолжение подобных конференций, а также развитие иных научных направлений деятельности кафедры?

— Да, наша кафедра принимает участие в организации конференций и продолжает заниматься разработкой вопросов социального служения совместно с Санкт-Петербургским институтом психологии и социальной работы, совместно с ассоциацией «Покров» и Санкт-Петербургской епархией. По материалам конференций издается рецензируемый сборник, который затем по выходе в свет обязательно индексируется в Российском индексе научного цитирования (РИНЦ). Мы всегда приглашаем выступить с докладом всех занимающихся и интересующихся вопросами социального служения и не только.

— Сколько диссертаций было в последние годы защищено на кафедре в сравнении с другими кафедрами Академии? Если таких работ оказалось больше, то это достаточный показатель успеха, или же не следует останавливаться на достигнутом?

— Таких диссертаций было защищено немного, что связано с разными причинами и факторами, поскольку процесс подготовки диссертационного исследования на нашей кафедре может быть довольно трудоемким. Так, если тема диссертации связана с литургикой, это обязательно предполагает знания древних языков, как минимум, одного-двух (греческий и латынь), а также современных — английского и немецкого. Это необходимо прежде всего для изучения источников, написанных на древних и новых иностранных языках, которые будут положены в основание будущей диссертации. Итак, первую кандидатскую диссертацию защитил наш преподаватель Александр Андреевич Андреев, который занимается исследованиями славянских рукописных богослужебных книг. Приятно, что есть такие молодые ученые, разрабатывающие столь серьезные проблемы. В обозримом будущем планируется защита новых диссертаций — по педагогике, литургике, а также по истории и развитию церковного пения.

— Назовите, пожалуйста, выпускников кафедры — архиереев и священников, которые усваивали здесь необходимые теоретические знания, проходили различные практики. Хотелось бы также узнать, как они сейчас на своих кафедрах и приходах развивают то, чему научились в своей alma mater, обращаются ли к вам за советом или наоборот — готовы теперь сами поделиться собственным опытом служения Богу и ближнему?

— Действительно, наша кафедра подготовила достаточно выпускников-архиереев. У нас, в частности, действует заочное отделение, и по направлению церковно-практических дисциплин около десятка выпускников по окончании Академии сподобились принятия благодати епископской хиротонии. Отец Владимир давно вынашивает идею — создать базу данных наших выпускников. Также, в этом году мы подготовили публикацию — каталог защищенных на кафедре работ за 10 лет с 2010 по 2020 годы. В каталог входят все работы по кафедре — курсовые, бакалаврские, магистерские и одна кандидатская по очному и заочному отделению. Это издание как результат работы профессорско-преподавательского коллектива, а также очень удобный ресурс для работы, с помощью которого можно легко найти интересующую тему и увидеть, что уже сделано в этой сфере.

Наши выпускники сейчас также занимают ключевые позиции в региональных духовных школах, среди них — ректоры и проректоры. Не требует доказательств и тот факт, что наши выпускники — священники — в епархиях осуществляют миссионерское и социальное служение, занимают ключевые посты в епархиях, являются руководителями епархиальных отделов, настоятелями и ключарями храмов епархии. Поэтому география и число выпускников — значительное. Мы знаем, что в своих епархиях, на приходах они безусловно развивают опыт служения ближнему, полученный в стенах Академии.

Мы всегда приглашаем наших выпускников к сотрудничеству. Так, на кафедре недавно прошел семинар по языку жестов — и вот наш выпускник, который ныне несет свое служение в Курской епархии, где занимается работой с глухонемыми — давал практические советы студентам, собравшимся на очередное заседание литургического общества. Это успешный пример того, как наши выпускники могут передавать свой практический опыт молодому поколению будущих пастырей и церковнослужителей.

— Уважаемый отец Лука, благодарю Вас за ценные сведения и советы, высказанные в ходе нашей беседы. Надеемся, что это интервью поможет нашим студентам в дальнейшем выборе кафедры и сферы деятельности.

— Благодарю Вас и желаю всем студентам нашей Академии через внешнее направление своих богословских интересов освоить главную науку — следование за Христом по Его заповедям!

Беседовал Нижегородцев Даниил

Дорогие друзья!

Мы рады приветствовать Вас на сайте кафедры церковно-практических дисциплин Санкт-Петербургской духовной академии!

Кафедра является одним из ведущих подразделений академии по подготовке священнослужителей Русской Православной Церкви. На кафедре работают высококвалифицированные специалисты в области литургики, пастырского богословия, социального служения и других областей церковно-практического характера. В рамках мероприятий кафедры проводятся конференции, круглые столы, семинары с участием современных представителей богословской науки, на которых поднимаются актуальные вопросы современной жизни Церкви.

Команда кафедры открыта к сотрудничеству и при возникающих вопросах всегда поможет найти правильные ответы. Надеемся, что сайт кафедры церковно-практических дисциплин станет важным информативным источником для всех!

заведующий кафедрой,
протоиерей Владимир Хулап

Tags

Stefano Parenti Александр Невский: Запад и Восток Анафора Андреев Александр Никифорова А. Ю. Отдел религиозного образования Русская Православная Церковь СПбДА Санкт-Петербургская митрополия Сартаков Алексей Спицын Дмитрий Судоса Иван Николаевич архимандрит Софроний (Смук) ассоциация "Покров" вебинар выпускники кафедры гранты и конкурсы доцент заседание кафедры иеромонах Кирилл (Забавнов) иеромонах Лука (Пронских) издания кандидатская диссетрация кафедра книги конференции конференции, семинары, круглые столы конференция круглые столы лекторий магистратура новые находки на Синае предзащита преподаватели протоиерей Василий Стойков протоиерей Виталий Грищук протоиерей Владимир Хулап священник Алексий Волчков священник Илия Макаров семинары социальное служение студенческая конференция студенческое литугическое общество учебный процесс школа любви