Молодежное служение

Молодежь – объект или субъект социального служения?

Среди социальных групп, требующих сегодня наиболее пристального внимания и заботы общества, специалисты в области социальной защиты населения, как правило, называют попавших в трудную жизненную ситуацию, склонных к девиантному поведению, инвалидов, многодетные семьи. Такого же мнения в своем большинстве придерживается и церковное сообщество. Считается, что помощь здоровым, «нормальным» молодым людям приводит только к торможению их социально-психологического развития, способствует формированию иждивенческих навыков.

Попробуем возразить. Действительно, в стабильном обществе, где ценности и идеалы естественным образом передаются от поколения к поколению, молодые люди способны самостоятельно адаптироваться к социальной среде, ставить перед собой цели и достигать их, не страшась при этом за собственную жизнь и имея уверенность в возможности удовлетворения базовых потребностей. Но в обществе переходного типа, подвергнутого радикальным преобразованиям,молодежь остро нуждается в поддержке: будь-то правовое обеспечение, предоставление социально-экономических гарантий или возможностей в духовно-нравственном развитии.

Прошлое разрушено, знания нашей истории нет, а значит, нет и представления о наших ценностях. Не имея представления о ценностях, молодежь утратила способность ставить перед собой жизненные цели. Казалось бы простой вопрос: «Чего ты хочешь?» в большинстве случаев остается без ответа. А когда нет собственных ответов, мы пользуемся чужими. То есть превращаемся в экспериментальный объект по применению манипулятивных технологий со стороны различных социальных групп. Современные технологии манипуляции сознанием, как доказал французский философ Г. Дебор, способны разрушить и реальный исторический опыт, заменив его сконструированным знанием2.

Поэтому сегодня особенно актуальны культурообразующие функции православия. Согласно христианской традиции, «цель культуры – освящение человека через его самореализацию в соответствии с его естественным и сверхъестественным призванием от Бога»3. И если в советский период нашей истории отдельный человек с его реальными проблемами и желанием к самореализации практически игнорировался, то сегодня возможно приложить максимум усилий к воспитанию в молодом человеке чувства долга, личной ответственности и творческой активности. Еще в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» прозвучал призыв к активной позиции, к выработке более ответственного духовного сознания: «Церковь призывает своих верных чад к участию в общественной жизни, которое должно основываться на принципах христианской нравственности»4.

В настоящее время от индивида ожидают не просто активной социализации, конкурентноспособности и лидерства. Мы приветствуем победы наших детей и не допускаем даже самой возможности поражения. Образовательная система не поощряет оказание помощи более слабому товарищу, так как поддерживает индивидуалистическую стратегию поведения. Как и любая формализованная система, школа наказывает дезадаптантов и навешивает ярлыки на тех, кто не играет по ее правилам, не приспосабливается к существующим бюрократическим нормам. Как итог, мало кто из так называемых «трудных» подростков смеет надеяться на свою состоятельность, что уж говорить о возможности успеха в будущем. Не случайно большинство российских выпускников, подвергшихся дискриминации, воспринимает период, проведенный в школе, как годы угнетения и вообще лишенные какого бы то ни было смысла.

После школы человек оказывается в мегаполисе, в котором отсутствуют традиционные формы солидарности. И молодой человек теряется. Ведь найти себя он может лишь при сопоставлении собственной идентичности с другими (см. параграф 5.2.2). Среди психологических задач молодежи классически присутствует стремление к «эмоциональной зрелости» и к «конструированию идентичности». Ранние сексуальные связи, ставшие повседневной нормой, а подчас — ранняя беременность и материнство не благоприятствует выполнению ни первой, ни второй задачи. Освободившись от родительской опеки, девушки и юноши стремятся идентифицироваться через партнерство, идентификация играет роль или заменителя родителей, или плюшевой игрушки, что продляет жизнь их инфантильной эмоциональности. Едва достигшие половой зрелости, молодые люди таким образом подражают клише, передаваемые культурой и СМИ.

Не только с духовными и психологическими проблемами сталкивается сегодня молодежь. Как показывают последние социологическиеисследования, российская молодежь нуждается в услугах бирж труда и трудоустройства, Центрах информации для молодежи и юридических консультациях,  работе телефона доверия, а также в наркологической службе, службах по работе с инвалидами, по проблемам психолого-педагогического консультирования и помощи молодой семье.  Можно сказать, что все созданные на сегодняшний день государственные службы востребованы молодежью и требуют дальнейшего развития и количественно и качественно. Но еще более востребована сегодня социокультурная инфраструктура. Более 20 лет прошло с тех пор, как наше общество рассталось с советским прошлым, а реабилитировать сферу молодежного досуга так и не сумело. Бесплатное дополнительное образование не развито, оборудованные спортивные площадки отсутствуют, не хватает подростковых клубов. Как результат, молодежь уходит от общества – уходит либо в виртуальный мир, либо в преступный, либо – в иной. Таким образом, если мы хотим, чтобы современная молодежь не занималась самоуничтожением, но саморазвитием, а в будущем собственными достижениями содействовала общественному благополучию, православные церковные организации сегодня просто обязаны развивать работу с молодежью, применяя различные подходы, с учетом реальных социальных характеристик молодежи как определенной социальной группы общества.

 

Две модели церковной социальной работы с молодежью

Молодежь – это цель общества, а не ее средство. Нам представляются весьма конструктивным введение «на приходах Русской Православной Церкви штатных оплачиваемых должностей педагога, социального работника и ответственного за работу с молодежью»5. Если рассмотреть решения Архиерейского Собора от 4.02.2011 в рамках теории социальной работы, то можно говорить о попытке формирования интегративной модели работы с молодежью. Если дефицитная мо­дель развития социальной работы, преимущественно избираемая странами с рыночной экономикой, ориентирована, главным образом, на группы риска, то интегративная модель основана на понимании социальной работы в широком смысле. Если дефицитная модель носит паллиативный (следственный) характер, то интегративная направлена на выявление и устранение причин социальных недугов. Ее построение закладывает не только социально-экономическую поддержку молодежи, но и процесс социализации, по многим своим аспектам она пересекается с традициямиправославной педагогикизаложенными еще в к.ХIХ-н.ХХ вв. .

Н.В. Гоголь

Задача православной педагогики – это воспитание совести как объективной норме послушания, наложенной Богом; добродетели по отношению к ближнему (вне зависимости от его национальности и вероисповедания), т.е. естественного стремления человека к служению на благо других и реализации помыслов в социальной практике с опорой на совесть. Если в светской деятельности под духовно-нравственным просвещением понимается приобщение человека к гуманитарной культуре, включающей, возможно, традиции религии, то в православном служении под просвещением не следует понимать «научить или наставлять, или образовать, или даже осветить, но всего высветлить человека во всех его силах, а не в одном уме, пронести всю его правду сквозь какой-то очистительный огонь…»6. Привитие духовности – это  воспитание помыслов, формирование нравственности – это воспитание поступков.

Основная цель и смысл интегративной модели при организации работы с благополучными группами молодежи – патриотическое и духовно-нравственное воспитание, создание в обществе оптимальных условий жизнедеятельности молодежи, которые вели бы к ускоренному психическому созреванию, социальному утверждению и духовному развитию молодых поколений. К примеру, ответственные за работу с молодежью на приходском уровне должны использовать такие формы и методы, чтобы«молодежные» проблемы не превращались в неразрешимые.

Для этого нужно различать потребности молодежи, уметь работать с разным контингентом. Так, молодежь в Церковь приходит разными путями – кого-то еще в детстве привели родители, кто-то пришел сам. «Те, кто в Церкви с детства, в подростковом возрасте испытывают желание уйти из нее. Еще возникает привыкание к Церкви, нет благоговения. Например, об этом пишет протоиерей Владимир Воробьев в своей книге «Покаяние, исповедь, духовное руководство»7. Поэтому задача священника и приходского педагога помочь такому подростку остаться в Церкви, осознать необходимость веры в Бога, молитвы, участия в исповеди и причащении. Те, кто сам пришел в Церковь в подростковом возрасте, нуждаются в сопровождении и поддержке. Если им не помочь адаптироваться в Церкви, тогда они из нее уйдут. В этом возрасте возникает потребность в общении со значимым и авторитетным взрослым человеком, в ориентации на лидера. Но этот взрослый – уже не родитель, а кто-то другой. Поэтому большую роль здесь сможет сыграть священник, который должен переживать то, что чувствует подросток, должен жить «вместе». Безусловно, не каждый пастырь в силу глубины стоящих перед ним задач может себе это позволить. Но все-таки священник должен стать лидером, настоящим духовным отцом. Пе­дагоги, собирающиеся что-то преподавать в воскресной школе под­росткам, должны ставить для себя глубокое личностное общение как первоочередную задачу»8.

В социальной работе с молодежью необходимо также учитывать особенности мужской социализации, связанной с проявлением агрессии. В этом аспекте заслуживает внимания опыт организации деятельности по «сублимации» агрессивности в молодежной среде, т.е. се преобразования в целесообразную и контролируемую адаптивную форму. Здесь воз­можны самые неожиданные решения — от организации секций для «трудных» подростков до изучения приемов восточных единоборств, организации команд по американскому футболу или регби.

Другое важное направление социальной работы с молодежью — поддержка девушек и молодых женщин, оказавшихся в кризисных ситуациях. Эта деятельность осуществля­ется, в основном, посредством домов-приютов, работники которых призваны своевремен­но вмешиваться в кризисную ситуацию и создавать новые формы социальной работы. На­ходиться в таких приютах могут не только женщины-жертвы насилия, но и их дети. Деятельность таких женских приютов осуществ­ляется в условиях анонимности и самоуправления9.

Неравнодушное участие в жизнедеятельности молодежи поспособствует ее искреннему желанию реальными поступками, своим трудом помочь в служении обществу. Однако надо понимать, что реализация интегративной модели подчас возможна лишь при наличии значительной материально-технической базы, информационных и кадровых ресурсах, но главное – вследствие социального партнерства государственных и общественных сил (см. раздел 6). К тому же, поскольку гражданские инициативы для России – это  единичные явления, государство должно сохранить за собой прерогативу создания социальных служб для молодежи, при од­новременном увеличении поддержки общественных формирований и молодежных движений. Поэтому далее выясним, что собой представляет структура государственных служб, оказывающих социальную помощь молодежи.

Социальные службы10

Согласно материалам Сборника нормативных документов по тарификации труда работников системы органов по делам молодежи существует следующая структура соци­альных служб:

Центр социально-психологической помощи молодежи — оказание медико-психолого-педагогической помощи молодежи, переживающей кризисные состояния, на­ходящейся в конфликтных ситуациях в микро- и макросредах, профилактика и предупре­ждение девиантного, деликвентного и суицидального поведения у данной категории населения. Предполагается, что центр состоит из двух отделов: 1) отдел социально-правовой помоши (приют, гостиница, школа социотерипии, кабинет профориентации, производст­венный комплекс, культурно-с противный комплекс, биржа труда, бюро решения, юриди­ческая консультация); 2) отдел психолого-медико-педагогической помощи (диагностико-психологический пункт, консультативный пункт для родителей, консультативный пункт для учащихся, кабинет анонимного приема, кризисный стационар, лекторий и пункт заня­тия досуга).

Центр информации для молодежи — оказание информационных и методических услуг органам исполнительной власти по делам молодежи, организациям и учрежде­ниям, работающим с молодежью, различным группам молодых людей. Для решения юри­дических, коммуникативных, личностных, профессиональных, досуговых, образователь­ных,  жилищных и других проблем молодежи центр занимается анализом информации о процессах, происходящих в молодежной среде, и об информационных потребностях са­мой молодежи.

Центр ресоциализации несовершеннолетних и молодежи, вернувшихся из мест заключения — консультативная, социально-правовая, профориентационная и психологиче­ская помощь молодежи, оказавшейся в дезадаптированном состоянии.

Консультационный центр для подростков и молодежи — оказание квалифици­рованной, экстренной, анонимной, бесплатной психологической помощи по телефону Основные задачи центра:

  • обеспечение доступности и своевременности квалифицированной социально-психологической помощи подросткам и молодежи независимо от их социального статуса и мест жительства;
  • помощь абонентам, переживающим актуальные конфликты и находящимся в иных психотравмирующих ситуациях, актуализация их творческих, интеллектуальных, личностных, духовных и физических ресурсов для выхода из кризисного состояния;
  • проведение психологического телефонного консультирования детей, подростков, молодежи, родителей и воспитателей по психологическим проблемам социализации и развития личности молодого человека;
  • информационное консультирование абонентов с целью установления их связи с другими социальными службами и специалистами (психотерапевтами, психологами, педагогами, сексопатологами, юристами, социальными работниками и др.);
  • выявление настроений, конфликтных ситуаций и «болевых точек» в молодежной среде, актуальных тенденций.

Приют для подростков — обеспечение временных (бытовых, психологических, эмоциональных) условий жизнедеятельности несовершеннолетнего, отчужденного по объективным или субъективным причинам от благоприятных условий развития личности в семье, воспитательном учреждении, обществе.

В настоящее время наиболее распространенными формами социальной работы с молодежью в России являются социально-реабилитационные и консультационные центры для подростков и молодежи, а также телефоны экстренной психологической помощи. Их перечень и подчиненность достаточно подробно прописаны в Федеральном законе РФ – «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершенно­летних» (№120 ФЗ от 24.06.1999 г.) и соответствующих подзаконных актах.

Телефоны экстренной психолого-социальной помощи («телефоны доверия») орга­низуются на базе специализированных государственных или муниципальных учреждений. Министерством труда и социальной защиты РФ утверждены методические рекомендации и типовое положение о таких центрах, где обобщен опыт работы «телефонов доверия в различных городах нашей страны и за рубежом. Специфика проблем, с которыми обра­щаются по телефону доверия молодые люди, обусловила создание специализированных служб экстренной психологической помощи для подростков и молодежи («горячие ли­нии» по вопросам ВИЧ/СПИД, наркотиков и др.). Номера телефонов обычно легко запо­минающиеся, информация о них — доступна в любом месте, т.к. размещаются эти сведе­ния не только во всех учебных заведениях, клубах, на стадионах, но и в транспорте, на улицах.

Сравнительный анализ организации деятельности социальных служб для молодежи с зарубежными аналогами позволяет сделать вывод, что основное внимание в социальной работе с молодежью должно быть уделено разработке законодательного обеспечения социальной защиты молодежи – как в области организации соответствующих служб, гарантирующих реализацию прав и разви­тие молодого человека, так и в области предотвращения негативного влияния на моло­дежь окружающей среды, характеризующейся жесткостью, насилием, распространением алкоголизма, наркомании и т.п.

Проблемы в организации молодежного служения

В настоящее время церковная работа с молодежью как сфера деятельности РПЦ находится в стадии своего становления. Хотя еще в 1991 году зародилось «Всецерковное православное молодежное движение», в цели которого входило: «создание епархиальных молодежных центров для реализации церковных молодежных программ; проведение семинаров по вопросам молодежной деятельности Церкви; духовное окормление детских организаций,… информационная и издательская деятельность; развитие сотрудничества с христианскими и светскими молодежными неполитическими организациями, в том  числе и международными; взаимодействие с Комитетом по делам Правительства РФ и иными государственными и общественными организациями в целях координации государственной молодежной политики»11.

В 2000 году был организован синодальный Отдел по делам молодежи. С 2001 г. Отделы по делам молодежи создаются во всех епархиях РПЦ. В 2002 г. появляется «Всероссийское православное молодежное движение», на сегодняшний день зарегистрированное более чем в 30 епархиях РПЦ. Это общероссийская общественная молодежная организация, созданная по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II и действующая при Отделе по делам молодежи Русской Православной Церкви. Во исполнение решений Юбилейного Архиерейского Собора 2000 г. на состоявшейся 3 – 4 марта 2002 года конференции «Молодежное служение Русской Православной Церкви» прошел Учредительный съезд ВПМД как межрегиональной общественной организации. Центральным мероприятием Движения стал летний слет православной молодежи в Подмосковье — молодежный лагерь «Феодоровский городок» . «Федоровский городок» является традиционным центром общения православной молодежи со всей станы, местом возникновения многих молодежных проектов, идей, разработок, уникальной образовательной площадкой. С 2013 года молодежное служение руководствуется документом «Об организации молодежной работы в Русской Православной Церкви»12разработана Концепция молодежного служения.

Тем не менее, нельзя не констатировать: несмотря на то, что определенная управленческая структура по делам молодежи уже сложилась, на местах по-прежнему происходит торможение церковных проектов, ориентированных на молодежь.  Назовем следующие проблемы в организации работы с молодежью:

— отсутствует инфраструктура учреждений по работе с молодежью, отвечающая их потребностям, интересам и проблемам;

— слабая координация социальной деятельности молодежных церковных организаций, разобщенность церковных структур в организации работы с молодежью;

— при работе с молодежью преобладает «мероприятийный» подход;

— отсутствие в РПЦ необходимого количества квалифицированных специалистов в области организации работы с молодежью; нет системы качественной теоретической и практической подготовки соответствующих специалистов, работающих как при приходах, так и в молодежной среде;

— в абсолютном большинстве епархий РПЦ нет системы диагностики и комплексного социального мониторинга состояния молодежной сферы;

— ограниченное взаимодействие с государственными структурами и общественными организациями, от которых зависит формирование и реализация молодежной политики;

— отсутствие единого информационного банка данных о действующих в сфере работы с молодежью профильных организаций, а также социальных, педагогических и иных технологиях работы с молодежью.

 

Дефицитная модель развития работы с молодежью: основные технологии и методы13

Важное место в социальной работе с молодежью занимают технологии профессиональной и трудовой интеграции, что обус­ловлено рядом причин. Во-первых, независимо от количества вакансий молодой человек всегда стоит перед проблемой профес­сионального выбора. Во-вторых, молодые люди нуждаются в спе­цифической помощи получения первого места работы, адаптации к труду, конкретному рабочему месту, приобретения первого профессионального опыта. В-третьих, значительное число моло­дых людей, относящихся к социально-незащищенным категори­ям населения, зачастую не обладают достаточным уровнем обще­го и профессионального образования, имеют криминальное прошлое или опыт употребления наркотиков. Они также не явля­ются желанными сотрудниками для работодателя, что предопре­деляет целесообразность разработки особой системы мер по их под­держке. Трудоустройство для таких подростков и молодежи выступает фактором их социальной реабилитации. В-четвертых, большая часть вакансий на рынке труда связана либо с предложе­ниями тяжелой низкооплачиваемой и непопулярной работы, либо с требованиями высокой квалификации. В итоге необходимо по­вышение квалификации молодежи, освоение молодыми людьми современных технологий и непрерывного профессионального обра­зования. В-пятых, не существует каких-либо гарантий сохранения благополучной текущей конъюнктуры рынка труда и в будущем. Поэтому молодые люди должны обладать необходимыми навыка­ми эффективных действий на рынке труда, быть мобильными и готовыми к любым изменениям и проблемным ситуациям.

Одной из форм профессиональной ориентации и подготовки к профессии, выполняющей социально-профилактические фун­кции, становятся «открытые мастерские». Суть их заключает­ся в создании специально организованных пространств (мастер­ских, помещений, цехов, клубов), в которых любой желающий (в первую очередь — молодой человек) мог бы освоить ту или иную технологию, получить профессиональные знания или навыки, научиться чему-то новому, попробовать себя в каком-либо ре­месле или деле под руководством мастера и используя специаль­ное оборудование…

Сложный собирательный состав и структура молодежной по­пуляции обусловливают и неоднородность технологий социаль­ной работы с различными ее категориями.

Социальная работа с молодыми правонарушителями

Подобная работа имеет свои характерные особенности. Соглас­но психологическим исследованиям, для несовершеннолетних правонарушителей характерно субъективное снятие ответствен­ности за происходящее. Механизмом его формирования выступа­ет «синдром обученной беспомощности» — реакция адаптация к условиям, когда всякая инициатива не только бессмысленна, но и наказуема. Это следствие авторитарного воспитания в школе и дома. Поэтому задачей социального работника в такой непростой ситуации является не только повышение личной ответственности несовершеннолетнего за свое поведение, но и стимулирование его социально приемлемой инициативы (что особенно трудно в сло­жившейся системе работы правоохранительных органов). Со­циальная работа с правонарушителями должна быть вынесена в специализированные социальные молодежные учреждения и организации, деятельность которых основана на самоорганизации и поощрении инициативы. Наилучшие возможности для этого мо­гут предложить при соответствующей поддержке негосударствен­ные, общественные организации (например, деятельность предприятия «Новое поколение» в Санкт-Петербурге, предлагающее рабочие места для малолетних правонарушителей на интересном молодежном производстве — выпуск детских игр, автомастерские).

Социальная работа с молодыми правонарушителями вклю­чает в себя также обязательную работу с их родителями и школьными учителями. Большинство родителей переживают поведе­ние своих детей как личную педагогическую несостоятельность, пытаясь разрешить этот конфликт или через гиперопеку и авто­ритарность, или посредством полного прекращения контактов с подростком. Школа нередко выступает авторитарным психо-травмирующим фактором, усиливая отчуждение подростков и чувство вины родителей. Социальная работа в подобной ситуа­ции направляется на последовательное конструктивное взаимо­действие в интересах подростка, создание положительного эмо­ционального фона, понимание мотивов поведения личности и выработку социальных навыков взаимодействия…

Социальная работа с ВИЧ-инфицированными и больными СПИДом

ВИЧ-инфицированные являются особой и быстрорастущей группой клиентов социальной работы. Сложившаяся в России тревожная ситуация выдвигает задачу разработки специальных программ для несовершеннолетних, которые могут быть реали­зованы в учебных заведениях и наиболее популярных местах про­ведения досуга подростков. Главной задачей деятельности в этом направлении становится первичная диагностика ВИЧ-инфици­рования. Второй задачей социальной работы является выработка формы коррекции поведения тех, кто уже знает о своем диагнозе. Речь идет о психологической поддержке (именно молодые ВИЧ-инфицированные наиболее склонны к суицидам) и о принятии мер по предотвращению дальнейшего распространения вируса. Социальная работа с больными СПИДом осуществляется в рам­ках медико-социальной работы.

Социальная работа с молодыми мигрантами

Данная работа обусловлена процессами экономического и по­литического размежевания бывших стран СССР, этнополитическими конфликтами, имеющими место пока на территории Рос­сии, открытием границ для международной миграции. Следует отметить, что различного рода государственные и негосударствен­ные программы рассматривают мигрантов как некую целостную совокупность и молодежная составляющая проблемы как тако­вая не выделяется. Соответственно и целенаправленной, систем­ной деятельности в отношении молодежи не обнаруживается.

Специфика социальной работы с молодыми мигрантами опре­деляется «сборностью» этой категории населения по признакам возраста, семейного положения и состояния, национальному со­ставу и менталитету. Представляется, что она должна вестись в определенной степени обособленно и быть сосредоточена на сле­дующих направлениях:

  • предоставление необходимой информации;
  • организация правового консультирования и правовой помо­щи молодому человеку или членам его семьи в получении офици­ального статуса беженца или вынужденного переселенца, а также в решении иных насущных проблем;
  • содействие в трудоустройстве;
  • содействие в получении доступа к сферам образования, здра­воохранения, досуга и быта, а также других социальных услуг;
  • социальная и психологическая адаптация.

Перечисленные направления могут дополняться необходимы­ми видами социальной работы в отношении каждой из категорий, так или иначе имеющих отношение к молодежной популяции.

Особенности социальной работы с молодыми женщинами

Сложность (комплексность) социальных проблем женщин, в том числе молодых, обусловленность их причин общей социально-экономической и социально-психологической проблематикой об­щества предопределяют необходимость использования самых раз­нообразных технологий для получения конкретных позитивных результатов. Прежде всего, необходимо гарантировать женщине возможность найти работу, которая позволила бы ей обеспечить себя и свою семью, реализовать свой личностный потенциал, вклю­чая его семейные и внесемейные составляющие.

Индивидуальная ответственность, надежда на собственные силы, стремление к самообеспеченности должны стать главной основой нового самосознания молодых женщин в меняющихся условиях. Применительно к занятости это может означать дости­жение таких условий, когда способность к деторождению не бу­дет дискриминирующим фактором на рынке труда. Женщине должно быть предоставлено право, как сочетать материнские и трудовые обязанности, так и всецело посвятить себя семье и де­тям, если такой выбор они считает наилучшим.

Можно выделить три типа задач в области оказания помощи молодым женщинам: спасение их жизни и здоровья, поддержа­ние социального функционирования и социальное развитие.

  1. Для спасения жизни и здоровья женщин и их детей ис­пользуются приюты-стационары, кризисные центры, убежища с комплексом социальных услуг (психологическая и медицинская реабилитация, юридическое консультирование и правовая защита, содействие в подыскании другого места жительства и подхо­дящей работы, иногда помощь в получении или восстановлении документов, адресная социальная помощь

Эффективной технологией является создание терапевтических групп из лиц, претерпевших семейное насилие, члены которых наилучшим образом могут поддержать друг друга, помочь достиг­нуть более высоких результатов под руководством специалиста в социальной работе в коррекции своей личности, защите своих социальных институтов. Более высокий уровень работы — пере­ход терапевтических групп в статус групп самопомощи, т. е. объе­динения клиентов, существующих в течение более длительного времени, имеющих более обширный круг проблем, развивающих личность членов группы.

  • Поддержание социального функционирования носит более долгосрочный характер, и потребность в нем определяется более сложной совокупностью причин. Соответственно, и технологии, применяемые при этом, более разнообразны: все адекватные виды социально-психологической, социально-экономической, медицин­ской реабилитации и поддержки женщин в трудной жизненной ситуации. Важнейшее средство социальной и трудовой  реабили­тации — переподготовка и переобучение женщин более нужным на рынке труда профессиям. Консультации или иная правовая помощь могут содействовать защите прав женщин в случае се­мейных конфликтов или имущественных споров, в любой другой ситуации, когда в силу несовершенства нормативной базы или особенностей своего невысокого социального статуса женщины находятся в уязвимом положении.
  • Социальное развитие может обеспечиваться информирова­нием молодых женщин, обучением их прогрессивным личност­ным умениям и социальным технологиям, включая технологии самозанятости и самообеспечения. Важна поддержка групп само­помощи и взаимопомощи, ассоциаций защиты гражданских, со­циальных и иных прав различных страт женского населения.

Все эти три типа задач, как правило, выполняются социальны­ми работниками совместно с сотрудниками различных сфер соци­ального комплекса — правоохранительными органами, службами занятости, медицинскими и образовательными учреждениями и т. п.

Социальная работа в школе

Проводится штатными и внештатными социальными педаго­гами, воспитателями, социальными организаторами, школьными психологами, выступающими от имени органов социальной рабо­ты, государства и общественности. В современной общеобразова­тельной школе, к сожалению, снизилось качество трудового обу­чения, отмечается практически полное исчезновение начального профессионального обучения, ослабление связей школы и произ­водства. А ведь именно профориентация школьников, направлен­ная на актуальное социально- профессиональное самоопределение детей и подростков, — один из важнейших путей решения задач социальной защиты.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ок­тября 2002 г. № 732 утверждена федеральная целевая программа «Дети России» на 2003-2006 гг., в состав которой включены под­программы «Здоровый ребенок», «Одаренные дети», «Профилак­тика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Дети-сироты» и «Дети-инвалиды». Целями программы опреде­лены улучшение качества жизни и здоровья детей, решение про­блем неблагополучия детей, в том числе детской безнадзорности и беспризорности; государственная поддержка детей-сирот и де­тей, оставшихся без попечения родителей, а также детей-инвали­дов; формирование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей.

 

Условия реализации интегративной модели работы с молодежью14

В профилактической работе с подростками и молодежью используют программы формирования базисных копинг-стратегий – системы обучения здоровому жизненному стилю, формирующие стремление и навыки преодолевать жизненные трудности, справляться со стрессом без злоупотребления алкоголем и наркотиками, находить позитивные решения проблемных ситуаций. К ним относится, в частности,моделирование разных способов преодоления стресса, направленное на обнаружение наилучшего для себя управления им.

В работе с подростками применяют также социокультурные методы социальной профилактики в подростковых спортивных и творческих клубахПрограммы творческой профилактики, содействующие самовыражению в различных видах творчества, предусматривают широкую демонстрацию созданных произведений, их обсуждение в средствах массовой информации, на творческих семинарах и смотрах. Тем самым у авторов воспитывают чувство востребованности, причастности к обществу. Цель программ — препятствовать обособлению подростков от социальной среды.

Для предупреждения наркомании и правонарушений среди подростков и молодёжи используют технологии мобильной социальной работы с молодёжью. Цель этой деятельности — управление поведением неформальных объединений подростков и молодёжи. Она предусматривает внедрение (установление взаимодействий с группами), терапию с использованием кризисного подхода, терапию с использованием лидерства. Её разновидностью является уличная социальная работа, которая проводится в местах «тусовок» молодёжных групп и ночёвок бездомной молодёжи. Групповую мобильную работу дополняют организацией массовой социокультурной деятельности. Молодёжь вовлекают в спортивные секции и соревнования по различным видам борьбы (cм. также), создают команды и проводят соревнования по волейболуфутболу (см. также здесь) и др. видам спорта. Организуют фестивали рок-музыки(http://vk.com/antipaskha http://www.christianrock.net/ http://www.orthedu.ru/news/7338-v-festivale-rok-nad-volgoj-prinyali-uchastie-pravoslavnye.html), исполняют рэп (http://vk.com/mkurlenko аудиозаписи); проводят конкурсы по отбору лучших творческих произведений и исполнителей (см также здесьздесь и здесь) (http://www.patriarchia.ru/db/text/56372.htmlhttp://www.patriarchia.ru/db/text/3125454.html http://orthodox.etel.ru/2008/39/_polozenie.htmhttp://orthodox.etel.ru/2005/14/1konkurs.htm).

Эти мероприятия позволяют преобразовать времяпровождение групп в целесообразную и контролируемую форму.

 

Социальная деятельность невозможна без опоры на нравственные идеалы, как и нравственное взросление личности невозможно без опоры на духовные ценности. Существует иерархическая зависимость нравственной сферы от духовной, последняя определяет первую. Духовность формируется в творческой деятельности субъекта и без нее не может возникнуть. Как некогда отметил митрополит Антоний (Храповицкий), найти философский камень православного образования и воспитания – значит, пробудить в воспитанниках «религиозную и богословскую самодеятельность»15. Даже ученый талант, по мнению митр. Антония, развивается «под условием нравственного одушевления… мысль творческая и сильная пробуждается только тогда, когда сердце бьется одушевленной ревностью…»16.

Митрополит Антоний (Храповицкий)

Сублимация активности воспитанника должна прийти на смену формализму в образовании. Как отметил в своем докладе на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви Патриарх Кирилл, важно изменить «отношение к процессу обучения со стороны преподавателей… В задачу преподавателей сейчас входит не просто трансляция студентам суммы знаний, но вступление в интенсивное и живое взаимодействие с каждым из учащихся, преследующее цель привить студенту адекватное и целостное восприятие православной традиции, научить его думать и анализировать, ставить задачи и находить их решения, не чувствовать себя потерянным в современном обществе»17. Безусловно, подражание учителю без рефлексии, без собственного анализа получаемой информации не ведет к знанию.

Соответственно, необходимо организовать подготовку и переподготовку квалифицированных кадров в области организации работы с молодежью. Встает также вопрос о разработке учебно-методического инструментария; о создании специализированных центров, на базе которых мог бы обобщаться и распространяться успешный опыт функционирования молодежных объединений и советов; о проведении конференций и семинаров по различным проблемам церковной работы с молодежью; подготовке православных изданий, в том числе периодических, по молодежным проблемам.

Также необходимо использовать современные технические возможности для организации научных онлайн-конференций и онлайн-семинаров, в которых бы принимали участие представители государственных и церковных структур, ученые, общественные деятели. Формат проведения научных мероприятий в режиме «онлайн» особенно приветствуется молодежью и вызывает ее живейший отклик.

Онлайн-технологии – это отдельный разговор. Помимо научных мероприятий в онлайн-пространстве может реализовываться множество проектов. Уже подготовлены рекомендации о том, как грамотно презентовать молодежное объединение в сети.  Мы живем в информационном пространстве, и должны учитывать его законы: сегодня каждая организация, претендующая быть услышанной, должна иметь Иньернет-ресурс. Успешными примерами собственно Интернет-проекта являются «Батюшка-онлайн» (Проект «Батюшка онлайн»http://vk.com/batyushka_online ., группа которого насчитывает более 35 тыс. участников. «На вопросы отвечают священники» (http://na-vopros.ru).

Таким образом можно взаимодействовать и с зарубежными партнерами, в силу социально-исторических причин имеющих более богатый опыт работы с молодежью. Например, познакомиться с методиками «Национальной организации витязей» (НОВ), богатейшим опытом скаутских движений. К тому же, надо заметить, что классическая форма обмена практическим опытом – научная конференция (с пленарными докладами по сорок минут и с секционными заседаниями, где отсутствует обсуждение сделанных докладов) явно устарела. Необходимо сместить акцент на непосредственное общение участников социальной деятельности, как минимум несколько раз в год на уровне каждой епархии.

К важным задачам духовного просвещения необходимо отнести развитие приходов при российских вузах, информационно-сетевых студенческих проектов, благодаря которым возможна религиозная социализация студенческой молодежи. Причем нужно учитывать, что современная молодежь прагматична, и уже сегодня хочет найти ответы на вопросы о перспективах общественного развития: ради чего и во имя чего? Поэтому считаем, что ощутимым методологическим приемом Церкви может стать проповедь, четко задающая христианские идеалы, а значит и траектории движения жизни как индивида, так и целого поколения. В обществе, где традиции культивируются всем жизненным укладом, лозунги и декларации не нужны, но в современных реалиях российской действительности, где социальность разрушена и царит экзистенциальный вакуум, информационная открытость, честность с трибуны – это глоток свежего воздуха для будущего нашей страны.

Поэтому в  Определении Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 4 февраля 2011 года сказано: «Одной из важных сфер деятельности епархий и приходов сегодня является проповедь Евангелия среди молодежи и воспитание молодых людей в духе христианских нравственных ценностей. Епархиям и, в рамках их возможностей — приходам, следует разрабатывать ежегодные программы в области работы с юным поколением, включающие в себя разного рода проекты, к организации и осуществлению которых привлекались бы молодые люди. Важно при этом учитывать неоднородность молодежных групп и различную степень воцерковленности молодых людей. Необходимо развивать и постепенно распространять во всех епархиях опыт создания молодежных объединений и советов при приходах»18.

Реалии современной церковно-приходской жизни говорят о различных возможностях в области православного воспитания:

  • Организация обучения и общения детей на приходе.
  • Организация только религиозного обучения в рамках воскресной школы.
  • Привнесение элементов религиозного обучения в общеобразовательные школы.
  • Организация общения для молодежи, обучающейся в церковных учебных заведениях.
  • Организация общения на приходе для детей, обучающихся в общеобразовательных школах и иных учебных заведениях.
  • Организация на приходе обучения в православном учебном общеобразовательном заведении.
  • Организация общения детей из православной школы и воскресной школы с детьми из светских школ, а также общения воцерковленной и стремящейся к воцерковлению молодежи.19

Основные формы деятельности молодежного служения в РПЦ

  1. Вовлечение молодежи в приходскую жизнь.

Молодежь может быть включена во все направления деятельности церковного прихода — будь то попечение над местной больницей, детским приютом, шефство над воинской частью или миссионерская работа.

  1. Создание православных молодежных организаций.

Российское законодательство позволяет создавать религиозные объединения, которые могут осуществлять миссионерскую работу. Создание молодежного православного братства, молодежной организации на церковном приходе будет способствовать самостоятельной деятельности молодежи, что очень важно для этого возраста.

  1. Привлечение светских детских и молодежных организаций.

Сегодня существуют детские, молодежные организации, которые в своей деятельности опираются на ценности Православия. Следует шире привлекать такие организации к церковному служению.

  1. Школы ремесел.

Следует создавать условия для развития в духовной православной среде самых различных талантов детей и молодежи: будь то ремесленные навыки, художественное творчество, лингвистические способности и прочее. С этой целью необходимо привлекать активных прихожан к так называемой “кружковой“ работе с детьми и молодежью.

  1. Детские молодежные консультации.

На приходе силами православных врачей, психологов, педагогов совместно со священством могут создаваться консультации, телефоны доверия для детей, подростков, родителей по самым важным для них вопросам.

  1. Мероприятия в православных школах, гимназиях, лицеях, воскресных школах.

Православные учебные заведения могут более активно приглашать детей и молодежь из светских учебных заведений для участия в церковных праздниках, встречах со священством, в совместном социальном служении.

  1. Издания книг, газет, журналов.

Важно организовать издание православной литературы адресованной молодежной аудитории. Издаваемая на церковном приходе газета для православной молодежи может содержать не только информацию религиозно-образовательного характера, но и отражать жизнь молодежи в Церкви, вести диалог по самым разным вопросам молодежной жизни.

  1. Круглые столы.

Встречи священства и молодежной аудитории для совместного обсуждения интересующих их вопросов.

  1. Курсы, семинары.

Организация курсов, которые готовили бы организаторов молодежного служения из числа активных прихожан, педагогов.

Курсы, направленные на подготовку к определенной социальной деятельности, например: к работе в больнице, в детском приюте, в лесничестве, в муниципальных службах, в реставрационных мастерских и другое.

  1. Участие в масс-медиа.

Обращение к молодежной аудитории через местные средства массовой информации. Участие православной молодежи в работе газет, журналов, теле и радиопередач, обращенных к сверстникам.

  1. Творческие конкурсы.

Организация православных творческих конкурсов: песенно-музыкальных, художественных, литературных, историко-краеведческих и других.

  1. Православные лагеря.

Важная форма служения молодежи и для молодежи организация в каникулярное время лагерей для детей, подростков, студенчества и молодежи.

  1. Православные клубы на приходе и по месту жительства.

Такие клубы, в которых дети могли бы общаться, играть в спортивные игры, заниматься религиозным образованием и миссионерской деятельностью отвечают интересам государственной политики в области молодежной работы и вместе с тем способны привлечь молодежь к активной церковной жизни.

  1. Паломничества, участие в реставрационных работах.

Такая деятельность проста и привлекательна для молодежи.

  1. Православная детская, молодежная организация.

В православной детской молодежной организации, например, в такой как Федерация Православных Следопытов, возможно комплексно, системно подойти к организации молодежного служения. Важно, чтобы в такой работе были правильно расставлены акценты. Ее важность — не только в том, чтобы создать единую детскую церковную организацию, но и в использовании системы эффективных педагогических приемов для организации юношеской работы на приходе.

  1. Общение православной молодежи из Православных Поместных Церквей.

Задачам такого молодежного служения может способствовать участие в программах международных православных союзов: “Синдесмос“ — международное объединение православной молодежи, “Десмос“ — международное объединение православных скаутов (следопытов).

  1. Участие в Президентских программах Молодежь России и Дети России.

Православная молодежь должна принимать активное участие в жизни своей страны. Сегодня на местах силами местного самоуправления строится молодежная и детская работа по самым различным направлениям. Участие церковного прихода в такой работе будет способствовать решению важных для нашего общества задач и даст применение силам молодых православных людей.

  1. Организация спортивной, туристической деятельности.

Церковный приход не должен бояться организации такой работы, если она будет направлена не на соревнование, а на формирование характера молодого человека.

  1. Сотрудничество с государственными службами.

Церковный приход может организовать интересные и полезные для души молодого человека мероприятия совместно с местной службой по чрезвычайным ситуациям, пожарной частью, милицией и военными. Воцерковление таких служб — важная задача Церкви, а для молодежи это возможность развить свой характер в подготовке к служению Родине и ближним20.

Отметим, что при реализации различных мероприятий крайне важно привлекать молодежь к организации собственного пространства и времени. Участие молодых людей сделает проектируемую деятельность привлекательной и приемлемой не только для молодежи в целом, но также для ее различных групп (когорт). Эффективность социальных проектов, к примеру, для «групп риска» значительно повысится, если мероприятия для «труд­ных» детей, подростков и молодых людей будут проводить представители молодежи – их друзья и знако­мые. Но самое важное – сознательные участники социальных практик уже в молодом возрасте будут иметь возможность получить реальный опыт согласования интересов различных социальных групп, который, безусловно, пригодится им в будущей жизнедеятельности.

Второй шаг – тиражирование накопленного на приходах опыта организации работы с молодежью: вначале в епархии , затем – за ее пределами.

 

1 Авт.-сост: Астэр И.В., к.филос.н., доцент СПбГИПСР

2 Дебор Г. Общество спектакля. М.: Логос, 2000.

3 Данилов В., свящ. Размышления о секуляризации в Западной Европе и путях восстановления во Христе  [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://via-veritas.narod.ru/books/europa.htm Дата обращения – 20 июля 2013 года.

4 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://www.patriarchia.ru/db/text/141422 Дата обращения – 20 июля 2013 года.

5 О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви.  Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 4 февраля 2011 года. [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://www.patriarchia.ru/db/text/1402551.html от 4.02.2011. Дата обращения – 20 июля 2013 года.

6 Гоголь Н.В. Авторская исповедь. Всероссийский фонд культуры. Псковское отделение. 1990, с.108.

7 Воробьев В., прот. Дети из верующих семей — самая трудная проблема для священника / Покаяние, исповедь, духовное руководство // Православие и мир. – 2013. – 26 февраля [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravmir.ru/deti-iz-veruyushhix-semej-samaya-trudnaya-problema-dlya-svyashhennika/ Дата обращения: 09.08.2013.

8 Артюхов А.А. Формы организации воспитания подростков в Православной Церкви // Социальное служение Православной Церкви: проблемы, практики, перспективы: материалы всероссийской научно-практической конференции, 7– 8 июня 2013 г. — СПб.: СПбГИПСР, 2013.  — [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://spbda.ru/news/a-3103.html Дата обращения: 26.07.2013

9 Слуцкий Е.Г. Сапова Н.Н., Кострикнн А.В., Кондратьева Я.В. Социальная работа с молодежью. Учебное пособие / Под редакцией проф. С.М. Климова и проф. Н.Г.Слуцкого. — СПб.: Общество «Знание» СПб. и Лен. обл., 2004. – С.71.

10 Слуцкий Е.Г. Сапова Н.Н., Кострикнн А.В., Кондратьева Я.В. Социальная работа с молодежью. Учебное пособие / Под редакцией проф. С.М. Климова и проф. Н.Г.Слуцкого. — СПб.: Общество «Знание» СПб. и Лен. обл., 2004. – С.70-74.

11 Доклад архиепископа Костромского и Галичского Александра, председателя Всецерковного православного молодежного движения Московского Патриархата // Церковный вестник. 2004. — №19/20, с. 2.

12Об организации молодежной работы в Русской Православной Церкви // Официальный сайт Московского Патриархата. – 2013. – 5 февраля [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/2777929.html (Дата обращения: 07.08.2013)

13 Кондратьева Я.В. Технологии социальной работы с различными категориями молодежи //  Проблемы социальной работы с молодежью: Учебное пособие / Под ред. С.С. Бразевича, Е.Г. Слуцкого. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургской академии управления и экономики, 2006. – С.103-121.

14 Авт.: Астэр И.В., к.филос.н., доцент РГПУ им. А.И. Герцена, СПбГИПСР

15Антоний (Храповицкий), митр. В защиту наших академий (1896) // Новый опыт учения о богопознании. СПб., 2002. — С. 165.

16Там же, с. 168.

17 Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (2 февраля 2011 года). [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/1402889.html. Дата обращения: 11 июля 2013 года.

18 О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви.  Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 4 февраля 2011 года. [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://www.patriarchia.ru/db/text/1402551.html от 4.02.2011Дата обращения – 20 июля 2013 года

19 Концепция молодежного служения Русской Православной Церкви //Официальный сайт Синодального отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://sinodm.ru/department/documents/ Дата обращения: 7.08.2013

20 Там же.

 

Новые записи