Home » Главная » Вышел номер журнала «Государство, Религия, Церковь», посвященный Всеправославному собору

Архив записей

Вышел номер журнала «Государство, Религия, Церковь», посвященный Всеправославному собору

Вышел номер журнала «Государство, религия, церковь в России и за рубежом», посвященный Всеправославному собору

Вышел в свет первый номер журнала «Государство, религия, церковь в России и за рубежом» за 2016 год, главной темой которого стал предстоящий Всеправославный собор: его подготовка, повестка и контекст. Приглашенным редактором-составителем номера выступил А.В. Шишков, руководитель Центра изучения современных проблем православной экклезиологии Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв. Кирилла и Мефодия, секретарь Синодальной библейско-богословской комиссии. В номере опубликованы статьи сотрудников Общецерковной аспирантуры и докторантуры – А.В. Гусева, А.И. Кырлежева и А.В. Шишкова; Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета – священника Александра Мазырина и диакона Павла Ермилова; Санкт-Петербугской духовной академии – протоиерея Владимира Хулапа.

От редакции журнала «Государство, религия, церковь в России и за рубежом»

Настоящий номер нашего журнала посвящен особо значимому событию в жизни современной Православной церкви — Всеправославному собору, который должен состояться на острове Крит с 16 по 27 июня 2016 года. Это событие беспрецедентно в силу того, что после всеобщих соборов древности, именуемых Вселенскими, и после Великой схизмы 1054 года, разделившей церковь на Западную и Восточную, последняя не знала общецерковных, то есть общеправославных, соборов, хотя на региональном уровне, а также в отдельных поместных церквах соборная практика продолжалась и даже развивалась (пример — Всероссийский собор 1917 – 1918 гг.).

Древние Вселенские соборы фактически были соборами епископов Римской империи, но имели универсальный, «вселенский» характер не только в силу универсалистских притязаний христианства, но и потому, что сама империя рассматривалась как вся «обитаемая земля» — ойкумена. Расширение границ «обитаемого мира» до планетарного масштаба изменило саму идею пространственного универсализма. Сегодня «вселенский» характер Всеправославного собора определяется тем, что в нем участвуют представители всех общепризнанных православных автокефальных церквей, присутствующих не только на своих исторических территориях, но и во всех частях света в форме церковной диаспоры. Глобализация Православия ставит новые проблемы, касающиеся межправославных отношений, общеправославного свидетельства, а также церковного устройства и управления в масштабе всей Православной церкви.

Идея Всеправославного собора возникла в самом начале XX в. и получила развитие в 1920 – 1930-е годы. В данном случае можно говорить о двух главных внешних побудительных причинах. С одной стороны, это межхристианское сближение и сотрудничество в рамках экуменического движения минувшего века, в котором православные должны были выступать в качестве единой конфессии. С другой стороны, распад империй, Османской и Российской, в результате которого поместные православные церкви обрели собственную субъектность и оказались в ситуации именно меж-церковных отношений. Сегодня автокефальные православные церкви существуют в секулярном (или даже постсекулярном) контексте, в котором декларируется принцип отделения церкви от государства. Межправославные отношения в XX – XXI вв. уже не предполагают участия светских властей.

«Коммунистическое пленение» православия на Востоке и Юго-Востоке Европы помешало активизации межправославных отношений, однако с начала 1960-х годов стало возможным начать общеправославный предсоборный процесс. Растянувшаяся на долгие десятилетия, с перерывом после падения Советской империи, подготовка Собора вступила в заключительную фазу в 2014 году, когда было, наконец, принято окончательное решение о его безотлагательном проведении.

Всем этим перипетиям предсоборного процесса, а также другим аспектам соборной практики и посвящен настоящий номер журнала, полностью состоящий из оригинальных текстов, специально для него написанных.

Первый блок материалов «Главной темы» открывает обширная статья американского церковного историка и специалиста по русскому богословию Пола Вальера. В ней обозначаются основные вехи в истории соборной практики от раннехристианских времен до наших дней через призму авторской концепции собора как «выявления Церкви». В поле зрения автора — древние церковные соборы I – III вв.; соборы Римской империи, получившие название Вселенских; концилиаристское движение в Римско-католической церкви; соборная практика англиканского содружества церквей и методистов; Всероссийский поместный собор 1917 – 1918 гг. и Второй Ватиканский собор. Тему соборной практики продолжает Алексей Беглов в отдельной статье о Всероссийском поместном соборе 1917 – 1918 гг. как особом случае, отразившем новую парадигму организации собора в Православной церкви. Автор не только подробно описывает механизм функционирования этого собора (формат, состав, способ принятия решений и др.), но и говорит о том, как собор мыслил соборный процесс в Русской православной церкви в будущем.

Второй блок посвящен современному устройству Православной церкви. Он знакомит читателя с участниками Всеправославного собора — автокефальными церквами, которые на соборе будут представлять делегации в составе предстоятеля церкви и епископов (не более 24), причем каждая делегация обладает од- ним голосом. В статье Александра Кырлежева предлагаются различные подходы к типологизации четырнадцати общепризнанных автокефальных церквей-участниц, позволяющие увидеть многообразие организационных форм современного православия и сложность взаимных отношений между церквами. В статье французского политического географа Николая Казаряна рассматриваются соотношение и взаимодействие православных церквей в перспективе современных геополитических исследований.

Третий блок посвящен подготовке Всеправославного собора и его повестке. Андрей Гусев подробно излагает долгую историю предсоборного процесса (1923 – 2016). Алексей Юдин, сравнивая тематику II Ватикана и повестку Всеправославного собора на раннем этапе его подготовки (1960-е гг.), обращает внимание на их параллелизм и различия. Статьи Владимира Хулапа, Андрея Шишкова и Александра Агаджаняна посвящены отдельным темам соборной повестки и соответствующим дискуссиям: это проблема календаря, спорные экклезиологические вопросы (православная диаспора, провозглашение автокефалий и диптихи), социальная тематика.

Четвертый блок включает статьи исторического характера, так или иначе связанные с проблематикой межправославных отношений в предсоборный период и с реализацией идеи Всеправославного собора. Лора Герд рассказывает об отношениях между Русской и Константинопольской церквами в период, предшествующий началу предсоборного процесса. Статьи Павла Ермилова и Александра Мазырина посвящены частным вопросам: дискуссии о праве созыва Всеправославного собора в конце XIX — первой половине XX в. и неудачным попыткам созвать собор в 1920 – 1930-е годы.

В разделе «Современное богословие» публикуется статья американского православного богослова Аристотеля Папаниколау, в которой он предлагает свое видение места соборов в Православной церкви. Автор знакомит читателя с одним из основных направлений современного православного богословия — евхаристической экклезиологией, а также затрагивает вопрос о соотношении первенства и соборности в церкви, который сегодня обсуждается не только в православной, но также в католической и протестантской теологической среде.

Полный текст номера можно скачать на сайте журнала «Государство, религия, церковь в России и за рубежом» http://religion.rane.ru/?q=ru/node/1108

 

Кафедра церковно-практических дисциплин

Дорогие друзья!

Мы рады приветствовать Вас на сайте кафедры церковно-практических дисциплин Санкт-Петербургской духовной академии!

Кафедра является одним из ведущих подразделений академии по подготовке священнослужителей Русской Православной Церкви. На кафедре работают высококвалифицированные специалисты в области литургики, пастырского богословия, социального служения и других областей церковно-практического характера. В рамках мероприятий кафедры проводятся конференции, круглые столы, семинары с участием современных представителей богословской науки, на которых поднимаются актуальные вопросы современной жизни Церкви.

Команда кафедры открыта к сотрудничеству и при возникающих вопросах всегда поможет найти правильные ответы. Надеемся, что сайт кафедры церковно-практических дисциплин станет важным информативным источником для всех!

заведующий кафедрой,
протоиерей Владимир Хулап

Подписка
на события

Оставьте свой e-mail и получайте еженедельный
дайджест новостей кафедры!


Вы сможете отписаться от рассылки в любое время

Tags

Андреев Александр Астэр Ирина Валериевна Отдел религиозного образования Русская Православная Церковь СПбДА Санкт-Петербургская митрополия Спицын Дмитрий Шеховцова Л. Ф. архимандрит Александр (Федоров) архимандрит Софроний (Смук) аспирантура ассоциация "Покров" выпускники кафедры гранты и конкурсы диакон Алексей Ремизов заседание кафедры иеромонах Лука (Пронских) издания кандидатская диссетрация кафедра конференции конференции, семинары, круглые столы конференция круглые столы лекторий литургика магистратура награды награждение предзащита преподаватели протодиакон Константин Маркович протоиерей Василий Стойков протоиерей Виталий Грищук протоиерей Владимир Хулап протоиерей Григорий Григорьев протоиерей Константин Константинов протоиерей Олег Скоморох священник Илия Макаров семинары социальное служение студенческая конференция студенческое литугическое общество учебный процесс школа любви