По сложившейся традиции, в день памяти апостола Иакова (5 ноября), в Духовных школах города на Неве совершается Литургия по древнему чину Иерусалимской церкви, восходящему к ее основателю – святому апостолу Иакову, брату Господню.
Литургия апостола Иакова несколько отличается от чинопоследований поздних Литургий византийского типа – святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста. За Литургией апостола Иакова Священное Писание, в том числе чтение из ветхого Завета, читается в центре храма лицом к народу, а причащение прихожан совершается отдельно Телом и отдельно Кровью Христовыми, как это было принято до V века.
В первые годы христианства не было устоявшегося образца для совершения богослужения. В каждой христианской общине Литургия совершалась со своими особенностями. Постепенно опыт совершения молитвословий закреплялся, складывался богослужебный чин. Таким образом, образовывались чинопоследования литургий, которые носили имена апостолов. Например, антиохийская Литургия 12 апостолов, Литургия апостола Марка и Литургия апостола Иакова.
Святой Иаков, составитель литургического чина, был сыном святого праведного Иосифа Обручника от его первой жены, и потому в Евангелии он называется братом Господним. Согласно Преданию, Господь Иисус Христос явился ему после Своего Воскресения и поставил епископом Иерусалимской Церкви. Таким образом, на долю апостола Иакова выпала особенная деятельность: он не путешествовал с проповедью по разным странам, как остальные апостолы, а учил и священнодействовал в Иерусалиме – городе, имеющем очень важное значение для христианского мира. Свою жизнь он окончил около 64 года мученической смертью: иудейские начальники сбросили его с портика иерусалимского храма.
В России до XX века эту Литургию почти не знали. Лишь в 1938 году в русском зарубежье игуменом Филиппом (Гарднером) по благословению митрополита Кишиневского и Хотинского Анастасия был подготовлен ее богослужебный перевод, а также песнопения на церковнославянском языке. Впервые в переведенном виде эта Литургия была совершена в Белграде. Примечательно то, в какой тяжелейший период для Русской Церкви начала совершаться Литургия апостола Иакова. Вот какие удивительные, наполненные болью, но и надеждой строки мы встречаем в послесловии к церковнославянскому переводу: «Мним, яко в скорбныя дние наши, егда Церковь Русская в гонении и рассеянии обретается, Литургия сия зело приличествует: многажды бо молимся в ней о еже в гонении, в заточении, в тяжких работах и в многоразличных скорбех сущих, вельми умилительны и пространны суть молитвы сии, ихже изрекоша древние христианы, егда за веру гонения и скорби терпеша».
С того времени и начинается возрождение этого редчайшего чина: сначала в Русских Церквах за рубежом, потом, в 70-80-е годы XX века, в Санкт-Петербургской духовной академии, где подобная практика возникла по инициативе митрополита Никодима (Ротова). Долгое время Литургия апостола Иакова была неотъемлемой частью богослужебной жизни Духовной Академии Северной столицы, однако в 90-е годы совершение этой Литургии прекратилось. Впервые после многолетнего перерыва, 5 ноября 2010 года, в академическом храме в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, Литургию по чину апостола Иакова, брата Господня, совершил назначенный в 2008 году ректором Духовной Академии епископ Гатчинский Амвросий (ныне ректор Московской Духовной Академии, архиепископ Верейский). С тех пор традиция ежегодного служения этой Литургии в стенах Санкт-Петербургской Духовной Академии не прекращалась.
По материалам сайта spbda.ru