К 10-летию кафедры
Окончив четырехлетний курс бакалавриата, молодой богослов неизбежно ставит перед собой вопрос о дальнейшем продолжении обучения: какую область богословия избрать, какое выбрать направление в магистратуре? От такого выбора зависит раскрытие, к доброй пользе церковной, его талантов и способностей на базе уже полученных знаний. Одна из ведущих кафедр Академии – кафедра церковно-практических дисциплин. Подробнее об истории и характере кафедры мы поговорим с преподавателем и методистом, магистром богословия иеромонахом Лукой (Пронских).
— Отец Лука, расскажите, пожалуйста, об истории создания кафедры, кто стоял у ее истоков?
— Сама идея создать церковно-практическую кафедру принадлежит протоиерею Владимиру Хулапу, проректору по учебной работе нашей Академии. Собственно, он и стоял у истоков создания кафедры как структурного подразделения. Но исследования по направлениям кафедры начались гораздо раньше. В Академии всегда велись исследования и защищались выпускные квалификационные работы, посвященные в первую очередь литургике, миссиологии, каноническому праву, спустя некоторое время — социальному служению, потому как этот институт начинает развиваться несколько позже, а также другим практическим направлениям. Для старой системы образования это курсовые сочинения и кандидатские, сегодня – бакалаврские и магистерские работы.
Кафедра церковно-практических дисциплин, как структурное подразделение Академии была основана в 2010 году, первым ее заведующим стал протоиерей Владимир Хулап, который и возглавляет ее сегодня. Нужно сказать, что большую роль в формировании кафедры сыграл и приснопамятный профессор протоиерей Василий Стойков. Отец Василий читал лекционный курс «Христианской этики и аскетики», в разные годы отец Василий читал и другие учебные дисциплины по профилю кафедры. Если говорить в целом о профессорах, преподавателях — кафедра начиналась со «старой школы» нашей академии — той, которая сохранилась со времен владыки Кирилла — Святейшего Патриарха, многие преподаватели являлись старейшими наставниками нашего духовного юношества. С формированием же новой кафедры, приходом обновленного коллектива — административного и профессорско-преподавательского, большое число преподавателей стало трудиться по профилям, открывшимся в то время в Академии.
— Самое ценное в любом коллективе — люди, тем более в научно-педагогическом. Что можно сказать нашим читателям о профессорах и преподавателях кафедры, как они к вам пришли, чем обогатили церковную науку, над чем трудятся сейчас?
— Так как кафедра имеет небольшую историю, пока сложно говорить о достижениях, это дело будущих поколений — дать оценку нашим трудам, но безусловно, многие из коллектива кафедры являются серьезными учеными, публикуются в различных рецензируемых журналах. Сегодня на кафедре трудятся молодые преподаватели-ученые, занимающиеся научными изысканиями в своем профиле. Это, в частности, литургические, канонические исследования, изучение развития социального церковного служения и другие.
— Кафедра предлагает обучающимся целый набор научных дисциплин — от литургики и канонического права до изучения современного государственного законодательства, затрагивающего церковную сферу. Как думаете, этого достаточно, или же со временем могут добавиться иные теоретические, специальные курсы или факультативы?
— Мы исходим из того, что наша кафедра называется кафедрой церковно-практических дисциплин, и для современного священника профиль кафедры как никогда актуален. Студенты, которые приходят к нам на кафедру в магистратуру, получают здесь хорошую практико-ориентированную подготовку, потому как более углубленно изучают и психологию, и брачное право, каноническое право, а также элементы литургики — например, историческую литургику. Сюда же можно отнести дисциплины, посвященные Таинствам православной Церкви, а также учебные курсы, затрагивающие проблемы геополитики и биоэтики, и т. д. Все это — разные направления, которые предполагают хорошую разноплановую подготовку будущего священника. И не просто священника, а специалиста в вопросах биоэтики или в вопросах, связанных с каноническим правом. При этом следует помнить, что магистратура подразумевает подготовку будущего пастыря на несколько большем уровне, нежели бакалавриат.
В ближайшем будущем планируется развитие направлений институтов тюремного служения и военного духовенства, как востребованных сегодня обществом и Церковью.
— Социальное служение — это в первую очередь практика. Одной из ее сторон является раскрытие в христианине деятельной любви к ближнему, ради чего успешно действует проект «Школа любви. Продвижение практик социального добровольчества среди петербургского студенчества». Расскажите, пожалуйста, о нем подробнее.
— Прежде всего хотелось бы сказать о том, что социальное служение в целом, по словам Святейшего Патриарха Кирилла, это «визитная карточка» нашей Церкви. Потому что социальным служением проявляется наше отношение к ближнему, в котором во всей полноте видно, как мы относимся к людям, которые нуждаются в помощи. И если это люди церковные, если это сделано качественно и хорошо — это всегда на себя обращает внимание, и прежде всего в лице тех, кто активно занимается социальным служением — волонтеров и организаторов такого служения. Несомненно, что для нас всегда важно помнить, о чем говорит Спаситель в Своем учении о любви к ближнему: «…ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25: 35–36) — это главные слова Христовы о социальном служении, они его обосновывают. И также святой апостол Иаков говорит: «Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак. 2: 17).
Действительно, сейчас на кафедре согласно условиям Президентского гранта реализуется проект «Школа любви. Продвижение практик социального добровольчества среди петербургского студенчества». Получение такого гранта — очень большая победа коллектива и руководства кафедры. Отрадно, что такой проект воплощается в жизнь на кафедре при помощи руководителей социальной и педагогической практики, а также наших студентов, которые проходят у нас социально-миссионерскую практику в рамках подготовки бакалавриата и магистратуры.
— Интересной и важной для Церкви и общества также является педагогическая практика наших студентов. Помимо деятельности в воскресных школах, преподавания основ православной культуры в общеобразовательных учебных заведениях, чем еще можно охарактеризовать такую практику?
— В церковном, равно как и в общественном сознании, всегда подразумевается, что выпускник магистратуры, выпускник бакалавриата, да и вообще любой священник является педагогом. Священнослужитель, церковнослужитель, если он имеет богословское образование и проходит служение на приходе — он прежде всего учитель. Он может быть катехизатором, он может вести молодежные кружки и осуществлять миссионерское служение. Поэтому педагогика является важной дисциплиной как на бакалавриате, так и в магистратуре. В магистратуре, конечно, область знаний расширяется, потому что на этой ступени подготовки будущих пастырей мы уже говорим о педагогике специфической — это детская и подростковая педагогика, это и педагогика как направление исследований, а также сфера педагогической деятельности в высшей школе, в том числе и взаимодействие со взрослой аудиторией.
— Как известно, на кафедре действует Студенческое литургическое общество. На Ваш взгляд, студенты занимаются только наукой, или же деятельность литургического общества ближе к практической деятельности будущих пастырей? Какие еще направления можно было бы задать юношам, решившим посвятить себя церковному служению?
— Студенческое литургическое общество — крайне интересный проект, причем мы специально выжидали время, чтобы студенты заинтересовались этим направлением. Важно, что такое «общество» возникло по инициативе самих студентов, а не было чем-то спущенным «сверху» руководством. Отрадно, что есть юноши и девушки, которые интересуются литургикой, в частности, историей литургии, занимаются литургическими изысканиями и направлениями в своих курсовых и выпускных работах. И деятельность литургического общества как раз способствует будущим священникам, церковнослужителям, руководителям церковных хоров, иконописцам определиться с направлением своего служения, расширить знания по литургике и истории и практике православного богослужения. Причем, согласно давней традиции, заложенной еще в годы деятельности ленинградских духовных школ (ЛДАиС), студенты занимаются разработкой вопросов сравнительной литургики — затрагивают темы, имеющие отношение не только к другим православным Поместным Церквам и даже иным христианским конфессиям, в рамках научных докладов литургичекого общества рассматриваются и те или иные стороны литургического опыта Римско-католической Церкви, который несомненно помогает понять нашу общую историю, способствует преодолению вековых разногласий между православными и католиками…
У студентов, активно участвующих в деятельности студенческого литургического общества, много идей, направлений, поэтому они стараются выбирать для своих семинаров то, что актуально, что интересно не только для исследователей литургики, но для православных христиан в целом. Новый формат дистанционного участия и общения позволяет собрать большую аудиторию — из разных городов и стран. На последнем заседании «общества» присутствовало, в том числе и при помощи удаленного доступа, около 60 участников. Приятно и радостно, что люди интересуются деятельностью нашей кафедры и прежде всего такого студенческого проекта.
— С 2014 года ежегодно кафедра организовывает и проводит международные научно-практические конференции «Социальное служение Русской Православной Церкви», материалы которых оказались крайне востребованными как в теоретической подготовке (причем не только в духовных академиях и семинариях), так и в пастырской практике. Планируется ли продолжение подобных конференций, а также развитие иных научных направлений деятельности кафедры?
— Да, наша кафедра принимает участие в организации конференций и продолжает заниматься разработкой вопросов социального служения совместно с Санкт-Петербургским институтом психологии и социальной работы, совместно с ассоциацией «Покров» и Санкт-Петербургской епархией. По материалам конференций издается рецензируемый сборник, который затем по выходе в свет обязательно индексируется в Российском индексе научного цитирования (РИНЦ). Мы всегда приглашаем выступить с докладом всех занимающихся и интересующихся вопросами социального служения и не только.
— Сколько диссертаций было в последние годы защищено на кафедре в сравнении с другими кафедрами Академии? Если таких работ оказалось больше, то это достаточный показатель успеха, или же не следует останавливаться на достигнутом?
— Таких диссертаций было защищено немного, что связано с разными причинами и факторами, поскольку процесс подготовки диссертационного исследования на нашей кафедре может быть довольно трудоемким. Так, если тема диссертации связана с литургикой, это обязательно предполагает знания древних языков, как минимум, одного-двух (греческий и латынь), а также современных — английского и немецкого. Это необходимо прежде всего для изучения источников, написанных на древних и новых иностранных языках, которые будут положены в основание будущей диссертации. Итак, первую кандидатскую диссертацию защитил наш преподаватель Александр Андреевич Андреев, который занимается исследованиями славянских рукописных богослужебных книг. Приятно, что есть такие молодые ученые, разрабатывающие столь серьезные проблемы. В обозримом будущем планируется защита новых диссертаций — по педагогике, литургике, а также по истории и развитию церковного пения.
— Назовите, пожалуйста, выпускников кафедры — архиереев и священников, которые усваивали здесь необходимые теоретические знания, проходили различные практики. Хотелось бы также узнать, как они сейчас на своих кафедрах и приходах развивают то, чему научились в своей alma mater, обращаются ли к вам за советом или наоборот — готовы теперь сами поделиться собственным опытом служения Богу и ближнему?
— Действительно, наша кафедра подготовила достаточно выпускников-архиереев. У нас, в частности, действует заочное отделение, и по направлению церковно-практических дисциплин около десятка выпускников по окончании Академии сподобились принятия благодати епископской хиротонии. Отец Владимир давно вынашивает идею — создать базу данных наших выпускников. Также, в этом году мы подготовили публикацию — каталог защищенных на кафедре работ за 10 лет с 2010 по 2020 годы. В каталог входят все работы по кафедре — курсовые, бакалаврские, магистерские и одна кандидатская по очному и заочному отделению. Это издание как результат работы профессорско-преподавательского коллектива, а также очень удобный ресурс для работы, с помощью которого можно легко найти интересующую тему и увидеть, что уже сделано в этой сфере.
Наши выпускники сейчас также занимают ключевые позиции в региональных духовных школах, среди них — ректоры и проректоры. Не требует доказательств и тот факт, что наши выпускники — священники — в епархиях осуществляют миссионерское и социальное служение, занимают ключевые посты в епархиях, являются руководителями епархиальных отделов, настоятелями и ключарями храмов епархии. Поэтому география и число выпускников — значительное. Мы знаем, что в своих епархиях, на приходах они безусловно развивают опыт служения ближнему, полученный в стенах Академии.
Мы всегда приглашаем наших выпускников к сотрудничеству. Так, на кафедре недавно прошел семинар по языку жестов — и вот наш выпускник, который ныне несет свое служение в Курской епархии, где занимается работой с глухонемыми — давал практические советы студентам, собравшимся на очередное заседание литургического общества. Это успешный пример того, как наши выпускники могут передавать свой практический опыт молодому поколению будущих пастырей и церковнослужителей.
— Уважаемый отец Лука, благодарю Вас за ценные сведения и советы, высказанные в ходе нашей беседы. Надеемся, что это интервью поможет нашим студентам в дальнейшем выборе кафедры и сферы деятельности.
— Благодарю Вас и желаю всем студентам нашей Академии через внешнее направление своих богословских интересов освоить главную науку — следование за Христом по Его заповедям!
Беседовал Нижегородцев Даниил