С начала этого учебного года возобновилась прерванная пандемией активная социально-практическая деятельность студентов Санкт-Петербургской духовной академии. Прежде всего, восстанавливается и продолжается взаимодействие с организациями, посещение которых пришлось прервать из-за антиковидных мероприятий. Так, с середины октября студенты регулярно помогают в раздаче горячих обедов в «Автобусе милосердия» от фонда «Диакония», помогают сестрам в больнице Ксении Блаженной, проводят встречи и культурно-просветительскую работу с Центром временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, а также посещают Покровскую богадельню в поселке Сергиево.
Кроме возобновления сотрудничества с прежними площадками, налажена работа с новыми, очень важными и перспективными для пастырского опыта социальными службами и учреждениями. Наши воспитанники начали оказывать помощь в окормлении обитателей Хосписа №1, а также с этого месяца помогают в Феодоровском соборе в службе раздачи вещей.
Особенно можно выделить знакомство и первый опыт служения студентов в благотворительном фонде помощи детям сиротам-инвалидам св. бл. Матроны Московской. Особенностью этой площадки является не только возможность общения и взаимодействия с особенными подопечными этого фонда, но и отчасти возможность освоить методику и технологии, которые используются для помощи детям-инвалидам.
Представив общую картину организации служения наших студентов, хочется обратить особое внимание на собственный опыт и впечатления ребят, ведь в конечном счете именно это является главной целью социально-миссионерского служения воспитанников духовной школы.
Для многих из них эта практика оказалась первой встречей с кем-то, кому действительно нужна помощь, и кто нуждается в твоем деятельном участии. Через такой опыт христианского служения студенты открывают для себя новую реальность – реальность взаимоотношений с людьми, в которой они могут быть кому-то нужными, поддержать, чем-то поделиться с теми, кто, как кажется, и так имеют необходимую базовую помощь. Благодаря такому опыту социально-миссионерская практика оказывается для ребят не каким-то «практическим закреплением знаний и навыков, получаемых в процессе теоретической подготовки», а небольшими, но важными открытиями в собственной жизни; чем-то важным, что у них получается делать.
Одно из этих личных открытий каждого студента – это когда за «социальными персонажами» удается встретить и разглядеть другого человека, такую же по-человечески обычную и ясную, но оказавшуюся в своей жизни в непростых внутренних и внешних обстоятельствах личность.
Ребята поделились первыми впечатлениями после посещений своих площадок:
– Мы познакомились, ребята все адекватные, так что можно общаться, можно работать (о подопечных Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей).
– Первый опыт был особенно интересным и трепетным, но самое главное – люди к которым мы пришли! Они светлые, добрые, общительные и удивительно жизнерадостные, благодаря им этот первый опыт навсегда остался в памяти (о посещении больницы св. бл. Ксении Петербургской);
– Прочитали акафист святителю Николаю Чудотворцу и после этого учились играть с детьми на ложках, в процессе игры мы помогали детям правильно выполнять движения. После этого проводили женщину инвалида-колясочника до метро (после посещения БФ Матроны Московской);
– Мы просто помогали с раздачей еды. В конце, к нам подходили много бездомных и просто благодарили. Роме (один из студентов. — прим. авт.) идея кормить бездомных понравилась. Мы хотим снова помочь (о раздаче еды у «Автобуса милосердия»).