Проект СПбДА «Школа любви. Продвижение практик социального добровольчества среди петербургского студенчества» в этом году получил президентский грант. О том, можно ли научить любить и как это сделать в рамках учебного проекта, мы поговорили с руководителем проекта, заведующим кафедрой церковно-практических дисциплин протоиереем Владимиром Хулапом.
— Отец Владимир, как появилась идея проекта?
— Проект «Школа любви» возник не на пустом месте, это продолжение социальной практики, которая проходит в Санкт-Петербургских духовных школах на протяжении многих лет. Мы одни из первых в числе духовных учебных заведений начали работать с разными социальными площадками — как церковными, так и светскими. Накопленный опыт побудил нас к тому, чтобы поделиться им, включить в проект студентов других вузов Санкт-Петербурга, слушателей епархиальных курсов св. прав. Иоанна Кронштадтского и т.д.
— Был ли у Духовной академии опыт таких заявок на грант? Или это первая заявка?
— До этого мы не подавали заявки на президентский грант, но в этом году в академию был приглашен специальный сотрудник, который занимается оформлением заявок. Когда мы осбуждали с ним возможные проекты, социальное направление показалось нам наиболее интересным. После ряда совместных консультаций и с теми, кто занимается организацией социальной практики в СПбДА, и с самими студентами, мы приняли решение попробовать составить такую заявку и очень рады, что первый блин не оказался комом.
— Наверное, при присуждении гранта как-то особенно отмечают то, чем программа показалась привлекательной для жюри? Были ли в вашем случае такие отзывы?
— Мы не знаем, кто входит в жюри, каким образом происходит оценка. Все проекты оценивают по баллам, и тот балл, которым нас оценили, оказался достаточным для получения гранта. Поэтому сложно сказать, что именно понравилось комиссии — с нашей стороны это будут лишь некие домыслы.
— С какими трудностями пришлось столкнуться при разработке проекта?
— Написание проекта — это очень большая работа, работа в команде. Нужно описать цели, задачи, расходы на планируемые мероприятия, которые мы хотим провести в течение учебного года. Свести все это воедино непросто, здесь потребовались определенные навыки.
— Какие основные цели проекта?
— Проект «Школа любви» направлен на развитие волонтерских начинаний. Цель практики — оказывая конкретную помощь попавшему в беду человеку, учиться вникать в его проблемы, быть рядом и делиться своей любовью. Помимо развития, команда проекта ставит цель максимально широко тиражировать накопленный опыт. Итогом проекта станет привлечение к социальному волонтерству петербургских студентов, социально-ориентированных НКО, сотрудников православных приходов — сотен людей, прежде далеких от социального служения. Планируется создание нескольких учебных видеокурсов, проведение лекций и семинаров, организация международной конференции по социальному служению.
— Проект уже действует? Все ли получается так, как запланировано, какое вообще впечатление от работы проекта?
— Проект действует с начала сентября, в него пришлось внести коррективы, связанные с распространением новой коронавирусной инфекции. Как известно, академия в сентябре была закрыта на карантин, множество студентов отправилось домой, поэтому нам пришлось пересмотреть формы участия студентов в этой практике. На социальные площадки теперь выходят студенты, которые живут в Санкт-Петербурге, а те, кто уехали домой, будут посещать социальные площадки в своих городах. Таким образом к работе подключатся все.
— Есть ли сейчас в разработке какие-то новые грантовые заявки? Может быть, теперь академия будет систематически заниматься участием в грантовых программах?
— Пока мы не завершили работу по этому гранту, так что в области социального служения заявки сейчас не планируются. Академия выиграла в этом году еще один грант — в рамках проекта «Восток свыше». Он посвящен изучению христианского Востока, самых разных традиций — и языковых, и богословских, и литургических. Он реализуется совместно с Феодоровским собором. Мы надеемся, что победа в конкурсе президентских грантах позволит нам в дальнейшем также участвовать в проектах, значимых не только для Церкви, но и для всего общества.
— Есть ли уже опыт взаимодействия в рамках социальной практики студентов разных вузов?
— Студенты различных вузов принимают совместное участие в социальной работе, участвуют в семинарах, общаются друг с другом. За это хотелось бы прежде всего поблагодарить Ассоциацию духовно-нравственного просвещения «Покров». Речь не идет о том, что принципиально изменится формат нашей обычной социальной практики, скорее, он расширится и станет более эффективным. Мы надеемся, что такое сотрудничество не только обогатит студентов, но и позволит нам подумать, как по-новому может осуществляться социальная практика в нашей академии.
— Предполагается ли увеличить охват социальных объектов города (на сегодняшний день их 20)? Как вы планируете развивать социальную практику в нынешней ситуации, когда многие студенты академии разъехались по домам?
— К сожалению, из-за пандемии коронавируса не все площадки могут принимать студентов в объемах, которые мы запланировали, но мы концентрируемся на тех площадках, которые готовы с нами сейчас работать. Также постараемся как можно активнее задействовать студентов в рамках социальных проектов на их приходах и в их епархиях. Может быть, они сами станут инициаторами каких-то благотворительных инициатив и смогут организовать молодежь в своем родном городе.
— Ранее планировалось проведение международной конференции по социальному служению. В каком формате будет проходить конференция и будут ли участвовать студенты магистратуры?
— Конференция будет проходить. Она традиционно запланирована на июнь, но мы пока не знаем, каков будет ее формат, это зависит от санитарно-эпидемиологической ситуации в стране. Постараемся провести ее в смешанном формате, поэтому будем рады видеть всех участников очно или дистанционно. У нас всегда бывает несколько студенческих секций, на которых студенты могут представить результаты своей научной работы и практической деятельности. Будем надеяться, что на конференции мы сможем подвести итоги проекта, обменяться мнениями и еще раз оценить все сложности и достижения. Надеюсь, у нас появится главное — это сообщество, которое на языке Нового Завета называется «кинония», «коммунио». То есть община тех людей, которые неравнодушны к боли, к страданиям, к нуждам другого человека. Верю, что эти семена, подобно семенам из евангельской притчи о сеятеле, дадут обильные всходы.
Подготовили Андрей Милютин,
Алексей Павленко, Алексей Шкотов