В воскресный день после службы студенты собираются на экскурсию? которую возглавляет аспирант кафедры церковно-практических дисциплин Черных Иоанн. Автобус, готовый к отправлению, стоит на улице, и как только ребята садятся, уносит их по транспортным артериям Санкт-Петербурга к Пискарёвскому кладбищу. Выйдя на морозный воздух, семинаристы внимательно осматривают открывшийся им вид. Весеннее солнце освещает величественный мемориальный комплекс, на одном из зданий которого глаза находят надпись: «Жертвам блокады великой войны». В этот момент в голове вихрем проносятся рассказы школьных учителей об этих страшных днях, а сердце сжимается от осознания того, что это место — отражение реального ужаса того времени.
Ребята встают полукругом на верхней террасе комплекса, и студент I курса магистратуры Андрей Михайлов начинает экскурсию. Рассказывая о тяжелых днях блокады, Андрей ведет студентов к Вечному огню. Примерно на середине пути до слуха юношей доносятся печальные звуки классической музыки, посвящённой различным трагедиям, которые в своей истории пережило человечество.
Через несколько минут группа останавливается в центре Пискаревского кладбища — перед монументом «Мать-Родина». Эта скульптура на высоком постаменте на фоне бескрайнего неба поражает своим величием. То, как стоит «Мать», её осанка — всё это выражает строгую торжественность. У неё в руках — гирлянда из дубовых листьев, оплетённых траурной лентой. Кажется, что та, во имя которой люди принесли себя в жертву, медленно и торжественно шествует к могилам сыновей и дочерей, чтобы возложить траурный венок. Эту немую сцену озвучивают строки поэтессы О. Ф. Берггольц, выбитые на граните за спиной у «Матери-Родины»: «Никто не забыт и ничто не забыто».
В память о погибших студенты исполняют несколько заупокойных песнопений. Церковная мелодия вплетается в звуки классической музыки, создавая новую траурную композицию. На этом и завершается посещение Пискарёвского мемориального кладбища. Но экскурсия продолжается.
Рассекая морозное пространство, автобус мчится к следующему месту — храму Успения Пресвятой Богородицы. Он построен в память о погибших во время блокады Ленинграда и потому называется «Блокадным». На этот раз экскурсоводом для студентов выступает знакомый им как преподаватель церковного пения в Академии — священник Илия Макаров. Рассказав своим ученикам историю возведения храма, отец Илия приглашает студентов на клирос, с которого хорошо просматривается убранство храма, из которого особенно выделяется массивное паникадило. На неё размещены величественные скульптуры трёх ангелов. «Эти три ангела олицетворяют Святую Троицу, и люди верят, что сам Бог сохранил этот город в непростое время Великой Отечественной войны», — завершает знакомство с храмом священник.
После этого семинаристы поют величание Божией Матери. В этот момент кажется, что душа освобождается от той глубокой печали по павшим жертвам Ленинграда и наполняется тихой радостью о пришедшем в мир Христе.
На этой ноте умиротворения завершается студенческая экскурсия. Серьёзные от соприкосновения с печальной историей Санкт-Петербурга ребята возвращаются в родную Академию.
Источник: spbda.ru