5 апреля в рамках диалога между Русской Православной Церковью и Коптской Церковью состоялся лекторий профессора духовной семинарии имени святых Афанасия и Кирилла Александрийских в Лос-Анджелесе иеромонаха Арсения на тему «Богослужения Великого поста и Страстной седмицы в Коптской Церкви».
Встреча была организована Студенческим литургическим обществом Санкт-Петербургской духовной академии. В ней приняли участие студенты и преподаватели Академии и других духовных учебных заведении Русской Православной Церкви. Мероприятие проходило на английском языке с переводом на русский язык. В качестве переводчика выступил доцент кафедры церковно-практических дисциплин Андреев А. А.
Отец Арсений отметил, что литургические обряды Великого поста и Страстной седмицы заняли центральное место в практике и благочестии коптских христиан. К середине VII или началу VIII века произошли два развития коптского Великого поста. Во-первых, к началу Великого поста была добавлена подготовительная неделя. Во-вторых, Страстная седмица выделилась в качестве дополнительной недели поста, отделившись от Великого поста Лазаревой субботой и Вербным воскресеньем. Таким образом, в коптской практике Великий пост составляет 8 недель или 55 дней.
Евангельские чтения воскресных дней посвящены темам благотворительности, молитве, посту, покаянию и обновлению Крещения.
В период Великого поста совершается полная Литургия свт. Кирилла (также известная как литургия ап. Марка), так как Коптская Церковь не имеет практики совершения Литургии Преждеосвященных Даров (по крайней мере, начиная с XI века). Евхаристическое богослужение совершается в 12, 14 или 16 часов дня, чтобы верующие могли соблюдать строгий пост до захода солнца.
Страстная седмица наполнена большим количеством чтений и пений из Священного Писания. Ни в какое другое время года копты не посвящают так много своего «литургического времени» чтению Писания. На Страстной седмице Литургия совершается только в Великий Четверг.
Кульминацией этого времени является служба Воскресения, которая традиционно совершается рано утром в воскресенье, но в современной приходской обстановке обычно проходит в субботу вечером и завершается вскоре после полуночи.
Коптские верующие всегда с нетерпением ждут радостного провозглашения Воскресения после чтения Деяний. В данном обряде, возможно, вдохновленном византийской воскресной службой, свет потушен, завеса святилища закрыта, и происходит диалог между священником внутри святилища и диаконом снаружи: «Христос воскрес», «Воистину воскрес». «Отворите врата ваши, владыки, и поднимитесь, врата вечные, и войдет Царь славы». «Кто Царь славы?» «Господь силен и могуч в войнах, Он Царь славы». Здесь вдруг открывается завеса, зажигаются огни, и радостными песнопениями начинается крестный ход с иконами. Греческий универсальный гимн «Христос воскресе, Christos anesty» провозглашается всей церковью, знаменуя начало радостного периода 50-дневного воскресения Христова.
После доклада иеромонах Арсений ответил на вопросы слушателей. Модератор встречи диакон Алексей Ремизов поблагодарил лектора за возможность лучше узнать литургическую традицию Коптской Церкви и выразил общую надежду на продолжение совместного диалога и организацию совместных мероприятий.