|
«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут»
Мф. 5:7«Из добрых дел выше ценятся те,
которые служат на пользу другим»
свт. Иоанн Златоуст
И.О. РУКОВОДИТЕЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ЧТЕЦ ДИОНИСИЙ СПИЖАВКА
Социальная практика является важной частью подготовки студентов к пастырской деятельности. Социальная практика студентов осуществляется в течение всего периода обучения в Академии.
Согласно Основам социальной концепции Русской Православной Церкви жизнь в Церкви, к которой призывается каждый человек, есть непрестанное служение Богу и людям. К этому служению призывается весь народ Божий. Члены тела Христова, участвуя в общем служении, выполняют и свои особые функции. Каждому дается особый дар для служения всем. «Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12. 8-11)… Участие христианина в ней должно основываться на понимании того, что мир, социум, государство являются объектом любви Божией, ибо предназначены к преображению и очищению на началах богозаповеданной любви. Христианин должен видеть мир и общество в свете его конечного предназначения, в эсхатологическом свете Царства Божия. Различение даров в Церкви особым образом проявляется в области ее общественного служения» (документ принят на Архиерейском Соборе 2000 г.)
С начала учебного 2012-2013 года в учебный процесс вводится социальная практика как обязательная дисциплина, на основе «Положения об организации производственной практики в Санкт-Петербургской православной духовной академии»
Положение составлено в соответствии:
— с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 033400 «Теология»
— с Положением о порядке проведения практики Студентов образовательных учреждений высшего Профессионального образования, утвержденное Минобразования РФ 25.03.2003, — с постановлениями Священного Синода и Учебного комитета.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
Целью социальной практики является формирование у студентов целостного представления о назначении, формах, методах, технологиях и правовом обеспечении социального служения.
Задачами социальной практики являются:
- познакомить с направлениями социальной работы в различных сферах светского и церковного общества;
- дать представление о теоретических и практических трудностях, возникающих в социальном служении;
- раскрыть роль и значение социального служения;
- показать перспективы развития социального служения;
- развитие совместных социальных программ с организациями государственными.
Социальную практику курирует кафедра церковно–практических дисциплин, руководитель практики назначается заведующим кафедрой. Список мест прохождения практики утверждается на заседании кафедры в начале учебного года.
СРОКИ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРАКТИКИ
Прохождение социальной практики предусмотрено учебным планом в течение всего теоретического курса обучения. Количество часов, отведенных на педагогическую практику, определяется индивидуальным планом студента.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
Структура и содержание социальной практики разрабатывается индивидуально для каждого студента руководителем практики.
ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ
Отчет по практике (составляет студент-практикант);
- Характеристика на студента-практиканта (составляет руководитель практики);
- Индивидуальный журнал «Зачетная книжка. Практика»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
На студента-практиканта возлагаются следующие обязанности:
- выполнять обязанности, предусмотренные программой практики;
- добросовестно и своевременно готовиться к прохождению практики;
- отсутствие студента на практике должно иметь документальное подтверждение о причинах отсутствия;
- осознавать ответственность и важность деятельности, входящей в состав практики.
На руководителя социальной практики возлагаются следующие обязанности:
- организовывать консультации для студентов в ходе их подготовки к прохождению практики;
- осуществлять контроль за подготовкой к прохождению практики;
- при необходимости оказывать помощь студентам в преодолении непредвиденные сложных ситуаций во время прохождения практики;
- воспитывать у студентов чувство ответственности, лежащей на них в ходе деятельного прохождения практики;
- анализировать и оценивать работу, проделанную студентом.
____________________________________________________________________________
Боголовское обоснование социального служения
«По учению Христа, первой и важнейшей заповедью должно почитать любовь, как сокращение закона и пророков», — говорит свт. Григорий Богослов, — превосходнейшая часть ее должна составлять в любви к нуждающимся, жалости и сострадательности к тем, которые одного с нами рода, ибо никакое служение так не угодно Богу, как милосердое (потому что оно всего более сродно Богу, Которому предходят «милость и истина» (Пс.88:15), и Которому должно приносить в дар милость (Иак.2:13) прежде суда), и праведный Мздовоздаятель, положивший «на мерилах» и весах «милость» (Пс.28:17), ни за что так не награждает Своим человеколюбием, как за человеколюбие. Итак, сообразно заповеди, которая повелевает «радоваться с радующимися и плакать с плачущими» (Рим.12:15), мы должны отверзать утробу милосердия всем нуждающимся и по какой бы то ни было причине; должны, как люди, приносить людям дань благотворительности, какая бы ни заставляла их нужда искать помощи, ибо все они одинаковое имеют право на сожаление, и так же смотрят на руки наши, как мы на руки Божии, когда чего просим. Впрочем, и, из этих самых более достойны жалости те, которые, будучи в лучшем состоянии, впадают в несчастья, нежели те, которые уже свыклись с бедственной участью».
А потому не надобно пренебрегать и оставлять без попечения тех, кто прежде подпал под общую для всех немощь; напротив, мы должны не столько радоваться благополучному состоянию нашего тела, сколько плакать о телесных страданиях братьев наших; должны человеколюбие к ним считать единственным залогом нашей безопасности телесной и душевной.
Именно на основании данных рассуждений святителя в Санкт-Петербургской православной Духовной Академии была создана социальная практика, в задачи которой входит приобретение студентами милосердия и сострадательности благодаря помощи бедным, обездоленным, немощным, находящимся в темницах. Господь говорит: «Я есмь пастырь добрый» (Ин.10:11). Каждый священнослужитель должен уподобляться Пастырю Небесному, а для этого нужно постоянно совершенствовать свою душу. Достигнуть совершенства можно с помощью благодати, которая подается Богом, исполняющим заповеди Его, потому и необходимо практиковаться в совершении добродетелей.
Социальная практика подразделяется на несколько служений:
- тюремное служение;
- больничное служение;
- помощь детям;
- помощь инвалидам и обездоленным;
- окормление наркозависимых.
Такое разделение мы можем увидеть в евангельском тексте, читающемся в Неделю о Страшном Суде:
«Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мк. 25:35, 36).
Под словом служение подразумевается не только работа с общественностью, направленная на решение социальных проблем общества. Служение — это жертва. Пример служения явил нам Сам Спаситель, умыв ноги Своим ученикам на Тайной Вечери (Ин.13:4,5), а затем пожертвовал Собой ради нашего спасения. Говоря о социальном служении, подразумевается некая жертва своего времени, знаний и умений для другого человека, которому они необходимы.
Ссылки:
ОТЧЁТ О СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ ЗА 2014 Г.
Практические рекомендации при осуществлении тюремного служения